Оюна Дамдинжапова: «Язык – это зеркало культуры народа»
Умение человека общаться и контактировать с носителями других, чужих языков было ценно во все времена. Особенно это проявлялось при установлении дружественных и торговых связей между народами. Сейчас многие современные люди, как правило, - билингвинны, то есть двуязычны, что связано, прежде всего, с процессом глобализации. На данный момент второй ступенью в системе образования, после детского сада, где происходит освоение азами разговорной речи иностранных языков, является школа. Сегодня нашим собеседником стала заместитель директора по научно-методической работе и учитель английского языка Агинской окружной гимназии-интерната О.М.Дамдинжапова, которая рассказала о развитии методики преподавания зарубежных языков в современной школе.
- Оюна Мункожаргаловна, расскажите о себе, своей семье, увлечениях.
- Родилась и выросла я в с.Дульдурга. У меня сохранилось много теплых воспоминаний о родной школе. Два учителя сыграли огромную роль в моей жизни – это учитель начальных классов Анна Ивановна Клейманова и наш классный руководитель с пятого по девятый классы Ася Константиновна Лукьянова. Сама став педагогом сегодня, понимаю, что они работали, в первую очередь, с сердцем, а затем с умом ребенка, формируя познавательный интерес, творческое начало, критическое отношение к происходящему и, самое главное, глубокое чувство патриотизма. Анна Ивановна воспитывала нас на живых историях военного времени, а Ася Константиновна - через соприкосновение с природой. Нет, наверное, места в округе нашего села, где бы мы ни были с нашим классом. Каждую субботу уходили далеко в лес, на гору, на реку. Всегда во всех моих начинаниях меня поддерживали мои родители Мункожаргал Балдоржиевич и Баира Доржиевна Галдановы. Отец – энергетик ЮЗПЭС, мама – библиотекарь, заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа.
После окончания школы училась в Бурятском государственном университете на факультете восточных языков. Любовь к истории бурят-монголов, личность Чингисхана всегда меня завораживали. Но, проработав два года в частной школе с углубленным изучением английского языка в городе Улан-Батор, переквалифицировалась и стала учителем английского языка. Вернувшись в родной округ, два года трудилась в Дульдургинской средней школе, а с 2003 года - в Агинской окружной гимназии. Мой муж – талантливый аранжировщик, автор многих песен, музыки Баир Дашидоржиевич Дамдинжапов, работает в студии звукозаписи в театре «Амар сайн». Воспитываем двух дочерей.
- Расскажите о методиках изучения иностранных языков в советской и современной школе, их общих чертах и различиях.
- Конечно, многое изменилось и меняется и в методиках преподавания, и в подходах к обучению. В советской школе мы учились на адаптированных текстах, больше времени уделялось чтению и письменным заданиям по грамматике, заучиванию. Сегодня же мы учимся, общаясь. Для нас открыты всевозможные отечественные и зарубежные методики преподавания иностранных языков. Появилась масса ресурсов для самостоятельного обучения. К уровню владения английским языком предъявляется все больше требований. Однако, вопреки негативному отношению к ЕГЭ, должна подчеркнуть, что задания по английскому языку не носят характер «знаю-не знаю» и не направлены на запоминание. Задания проверяют понимание, мышление, кругозор и, самое главное, в письменной речи можно разглядеть индивидуальность ученика.
- Решается вопрос о введении обязательного ЕГЭ по английскому. Насколько это целесооб-разно?
- Я считаю, что это приведет к повышению качества иноязычного образования. Хочется рассеять сомнения родителей и учащихся по поводу «обязаловки». И вообще, необходимо разрушать стереотипы о ЕГЭ как о чем-то страшном. Современная школа сегодня должна помочь ребенку найти свою уникальность и создавать условия для ее взращивания. Сегодня нашей стране нужны и инженеры, и медики, и учителя, и поэты, и музыканты. Представьте себе, если бы сегодня Пушкин или Чайковский сдавали ЕГЭ. Какие результаты у них были бы по математике? Мы не можем знать. Но знаем одно - это гении человечества. А экзамен по английскому языку будет иметь базовый уровень и профильный. Так что, если языки – это не «конек» вашего ребенка, всегда есть альтернатива.
- Как Вы относитесь к тому, что в школах повсеместно вводятся и другие дисциплины, например, китайский язык?
- Сегодня школа сама вправе выбирать, вводить второй иностранный язык или нет. Я считаю, это должно стать выбором ученика. К примеру, в гимназии все учащиеся с пятого по девятый классы изучают китайский язык, но в 10-11 классах этот предмет идет по выбору. Насчет нагрузки у меня всегда ответ один: что для одного - нагрузка, то для другого - удовольствие. Но в основной школе (5-9 классы) дети должны испытать на себе еще один другой язык.
- Известный итальянский кинорежиссер сказал: «Другой язык - это другое видение жизни». Насколько актуально данное высказывание сегодня?
- Абсолютно с этим согласна. Язык – это первооснова взаимопонимания, это зеркало культуры, истории целого народа. Невозможно изучение языка без наполнения знаниями о традициях и обычаях, страноведения. Постигая все это в совокупности, мы приходим к пониманию взаимосвязей человеческих отношений в мире. Все конфликты в современном обществе возникают тогда, когда отсутствует понимание.
- Могут ли наши современные дети по окончанию школы владеть азами иностранных языков, хорошо изъясняться?
- Все зависит от мотивов и условий. Если не возникает необходимости общаться на иностранном языке, если я ни разу в своей жизни не встречала иностранца, то и нет надобности изъясняться даже на бытовом уровне. Другой вопрос - понимать то, что необходимо. Например, инструкцию или какую-либо статью на иностранном языке. Однако, если у человека есть желание общаться, то сейчас это легко – заведите друга по переписке. Опять же не забывая при этом об информационной безопасности. В интернет-пространстве существует множество проверенных сайтов для общения на иностранных языках, к примеру, сайты Британских советов.
- В последнее время появилось множество курсов иностранных языков. Насколько они эффективны? Востребованы ли они в п.Агинское?
- Положительно отношусь к появлению платных образовательных услуг. В школе не всегда у учителя есть время дополнительно заниматься с ребенком. Пока есть спрос, предложение будет действовать. Родительская общественность нашего поселка очень активна, дети посещают всевозможные кружки, секции в своих школах, учреждениях дополнительного образования. Но все мы знаем, что мест не хватает. Курсы по иностранным языкам очень эффективны хотя бы даже тем, что обучение проходит в малых группах до восьми-десяти человек, иногда индивидуально. Дети разные, кому-то нужна дополнительная поддержка, кому-то все легко дается. В нашей гимназии тоже работает студия английского языка. Стоимость - от 1600 до 2300 рублей в месяц. Принципиальное отличие курсов от обычных уроков – это, конечно, программа. В школе мы обучаем по учебникам, допущенным министерством образования, то есть, широкого выбора нет. А на курсах все зависит от преподавателя. Самое главное – это педагог! Мой совет: идите только к проверенному учителю. И еще: ценен не тот педагог, кто хорошо преподает предмет, а тот, кто развивает личность через свой предмет.
- Спасибо за беседу.
Зорикто Олзоев.