Огненный смерч над сосновым бором
В ночь с 18 на 19 апреля огненный смерч пронесся над селами Нижний и Верхний Цасучей Ононского района. В начале мая мы побывали в соседнем районе, чтобы своими глазами увидеть последствия страшного пожара.
Глава администрации села Верхний Цасучей Аюр Дугарнимаев рассказал, что пожар, нанесший немалый урон жителям села, пришел из Цасучейского соснового бора, расположенного рядом. Причина пожара, возникшего сначала в степной зоне и только затем перешедшего в лес, установлена. Сильным ветром перехлестнуло высоковольтные линии электропередачи, и сноп искр в один миг воспламенил сухую степную траву. Пожар был вовремя потушен, однако, как впоследствии выяснилось, не до конца. Вновь разгоревшись, он перекинулся в уникальный сосновый бор, и шквальный ветер, время от времени меняя свое направление, за короткое время раздул огонь до страшного верхового пожара. Сильный южный ветер способствовал стремительному распространению верхового пожара по территории заказника, представляющего собой уникальный сосновый массив. В одном месте верховой пожар перешагнул через дорогу и охватил один из четырех двухквартирных кирпичных домов, стоящих недалеко от подстанции. При шквальном ветре пламя моментально распространилось на остальные дома. Жители домов, отправив стариков и детей в соседние села, вышли на борьбу с огненной стихией. Только благодаря слаженному отпору удалось отстоять от огня другие дома.
Аюр Рабданович рассказал, что в тот вечер некоторые из жильцов этих домов отправились спасать от огня животноводческие стоянки, расположенные южнее соснового бора, а потом сами оказались на пепелище. Так, например, у Дондока Жалсанова, пока он отстаивал вместе с другими стоянку своего старшего брата, у самого сгорел дом, гараж с тремя машинами. В целом пострадало от огня четыре жилых дома, без крова и имущества остались восемь семей. Районные и краевые власти оказывают погорельцам помощь, каждый пострадавший получил от муниципалитета десять тысяч рублей. При администрации села создана комиссия, которая помогает пострадавшим при пожаре, организован прием благотворительной помощи.
Наши земляки, жители Агинского Бурятского округа, и сами, немало пострадавшие в огне пожаров, не остаются в стороне соседской беды.
В ночь с 18 на 19 апреля в Цокто-Хангил было эвакуировано 29 человек – женщин, детей, стариков, 16 детей отправлены в реабилитационный центр «Орловский». Представители Администрации округа выезжали к соседям, в Ононский район, с гуманитарной помощью – одеждой, предметами первой необходимости. Для пострадавших в огне пожара администрациями Агинского округа, Агинского, Могойтуйского, Дульдургинского районов, городского округа «Поселок Агинское» выделено 120 тысяч рублей. По словам главы администрации села Верхний Цасучей А.Р.Дугарнимаева, подсчитан ущерб от пожара, он составляет 5 млн.рублей. Краевые власти обещают в ближайшее время начать строительство новых домов и сдать их к началу отопительного сезона. На днях в селе побывали представители компании «Читаэнерго» и обещали помощь погорельцам, ведь многие из тех, кто пострадал от пожара, работают в энергетической компании. Энергетики рассказали, что в компании объявлен сбор средств для помощи семьям. Аюр Рабданович рассказал также, что в окрестностях села сгорели четыре стоянки, земля выжжена и оставшемуся скоту нечем кормиться. Животноводам стараются помочь кто чем может, чтобы продержаться до первой зелени.
А вот зверью, выжившему в сосновом бору после страшного пожара, помогают сотрудники заповедника «Даурский», в чьем оперативном ведении находится федеральный заказник «Цасучейский бор». Директор заповедника Александр Павлович Бородин, которого мы застали в конторе заповедника, поделился с нами своей болью и горечью от потери значительной части уникального реликтового бора. В огне погибло множество животных, в том числе более сотни сибирских косуль. Из-за пожарища у животных наступила бескормица, многие истощены. Отсутствие водопоев и корма может привести к еще большему падежу копытных. Инспектора отдела охраны создают искусственные водопои в ямах, раскладывают сено на различных участках заказника.
На снимке, снятом с помощью фотоловушки, видно, как обожженные косули выходят к разложенному сену. А.П.Бородин рассказал, что после пожара в лесу находили обуглившиеся трупы животных, от косуль, к примеру, оставались только черепа. А что могло остаться от мелких животных, таких, как мыши, ежи, белки, просто трудно представить.
Конечно, на восстановление уникального соснового бора, прозванного «степной жемчужиной Забайкалья», уйдут годы, десятилетия, не скоро он превратится в шумящее зеленое море стройных и необыкновенно пушистых сосновых деревьев. Сегодня от десятков тысяч реликтовых сосен остались лишь обугленные головешки, и только лет через 50, а то и сто, уже наши дети и внуки снова будут любоваться уникальным островным бором реликтовых сосен.
Базаржаб РИНЧИНОВ, фото автора, и из архива дирекции заповедника