Один день в дацане
Мои дедушка Балданов доржи с самого рождения называл меня памой. Ежемесячно стриг мою шевелюру «под ноль» и всегда разрешал брать сладости с божницы. В душе он, наверное, хотел, чтоб я постиг в будущем премудрости буддизма, но времена были советские, и его думам не суждено было сбыться. Об этом как-то подумалось во время очередного посещения дацана.
Первый раз я был в Агинском дацане, когда мне было лет семь. Помню, как мама под руку завела меня в храм. В полумраке дугана шел молебен. Увидев такую картину, я чуть не вскрикнул: «Кочующий фронт!». Дело в том. что совсем недавно мы смотрели этот фильм в сельском клубе, где была сцена с ламами в храме. Меня подвели к священнику, и он меня благословил. Народу в храме было немного, в основном, бабушки. В память врезался запах
благовоний, звук ритуальных тарелок и барабана... Многие из нас посещают дацан: одни чаще, другие редко. Но замечено, что некоторые верующие в дацане во время хуралов все
делают «на скорую руку». Может и правда очень заняты чем-то важным, или просто лень отстоять молебен. На хуралах, написав имена родственников, пожертвовав «энную» сумму, и постояв пять минут с молитвенно сложенными руками, уходят из храма с чувством исполненного долга. А стоит посмотреть и оглянуться.
«Время собирать камни»
Вот вы проходите под главной аркой храмового комплекса «Агинский дацан», а редко кто задумывается, что арка охраняется четырьмя защитниками буддизма. Кармически вы переходите от своей суетной жизни к святому, намоленному месту – «месту силы». Приходя на территорию дацана, мы должны думать, что пришли в место защиты от невзгод.
Шэрээтэ Агинского дацана Бадма-лама, рассказывая об истории дацана, выделяет следующие основные этапы: «Это, во-первых, становление с 1816 по 1821 годы. В это время в новом дацане начали вести первые службы. Следующий этап - 1821-1858 годы - стал временем укрепления позиций. Самый важный этап - с 1858 по 1929 год. В это время Агинский дацан достиг своего могущества и расцвета. Известен был дацан далеко за пределами Забайкалья своей медицинской, философской и астрологической школами. Славилась его печатня (Барай-сумэ), в которой хранилось более 40 тысяч ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг. Это позволило дацану издавать основные учебники для дацанских школ: «цаннит», «манба», «чжуд» и«дуйнхор». В то время в храме служили до тысяч лам и хувараков».
«В годы репрессий и гонений на веру (1933-1946 гг.) Агинский дацан вел службы вплоть до 1937 года», - продолжает разговор настоятель дацана. В 1946 году, после разрешения на открытие, старые ламы стали постепенно возвращаться в родной храм, а в 1970-м году на учебу в Монголию направлены первые студенты из Агинского дацана. Со временем религиозной свободы становится больше, и, начиная с 90-х годов прошлого столетия, Агинский дацан переходит на новый уровень своего дальнейшего развития. Дацан носит название «Дэчен Лхундблинг», что в переводе с тибетского означает «Обитель спонтанной реализации великого блаженства».
В 1990-м году, по настоятельному требованию жителей округа, дацан вновь обрел свое здание Согчен дугана. В 1991 году Агинский дацан посетил Его святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо.
В январе 2004 года, после 70-летнего перерыва и десятилетней реставрации, в Согчен-дугане проведен первый хурал. В 2000-х годах поднялась 22-метровая ступа «Юндун Шодон», заново отстроен Дуйнхор дуган, также возведены сумэ «Зула», «Сахюсан», сумэ для священного дерева бодхи и «Восемь субурганов», ранее, в девяностых годах, Бабу - ламой была открыта Агинская буддийская академия.
Сейчас в Согчен-дугане полным ходом идут реставрационные работы. 11-12 августа этого года пройдет его рамнай (освящение). К северу за оградой дацана также ждет своего часа открытия величественная алтарная скульптура Майдари - Будды грядущего. С пресс-секретарем Агинского дацана Цыдып - ламой мы заглянули в сумэ, где находится алтарная скульптура. Ее высота поражает воображение. Как положено по канонам веры, Майдари сидит на троне, украшенным драгоценными камнями, рядом с ним - два ученика. На голове божества - корона, тело золотисто-жёлтого цвета, одето в монашескую одежду с украшениями, руки сложены в жесте буддийского Учения.
Нужно подчеркнуть, что большую помощь для строительства и реставрационных работ храмового комплекса «Агинский дацан» оказывал, будучи главой Администрации Агинского Бурятского автономного округа, ныне сенатор Баир Жамсуев. Сегодня Баир Баясхаланович проводит работу по восстановлению Согчен-дугана.
Простирание как практика духовной силы
Если вы переступили порог Агинского дацана, то вначале лучше зайти в контору и уточнить, в каком доме ведет прием тот или иной лама. Так, например, в седьмом доме принимает астролог Ринчин-лама, в четвертом – Цыден-лама, который читает сутру «Сундуй», в доме под номером «восемь» вас ждет Солбон-лама и так далее.
В храмовом комплексе «Агинский дацан» резиденция дид хамбо Цырен-ламы находится в доме под номером 14, а в 15 доме - резиденция настоятеля Агинского дацана Бадма-ламы. Напротив Деважин дугана - резиденция хамбо ламы, рядом с ним - двухэтажная гостиница.
При посещении дацана, в первую очередь, лучше обратиться к астрологу, и он даст совет, к какому ламе лучше подойти и какие заказать молебны.
Как советуют ламы, вначале нужно совершить гороо (обход) вокруг дацана. Во время гороо хорошо совершать мургэл (поклоны). Простирания и вращение молитвенных барабанов придадут вам духовную силу. Мургэл – это очень эффективная практика очищения от негативной кармы и накопления благой.
Как нам сказали в Агинском дацане, дуганы и находящиеся в них изображения и скульптуры божеств являются символом Тела Будды, священные книги, Ганжур - символом Речи Будды, субурганы символизируют собой Сознание Будды.
В дацане свои негласные правила. Понятно, что нельзя приходить в дацан в нетрезвом виде, курить, вести себя шумно и вызывающе, после молебна оставлять на территории дацана стеклянную тару из под молока, чая. Женщинам нежелательно приходить в брюках. Приветствуется, если вы пришли на хурал в национальной одежде. Некоторые посетители дацана задают вопрос: «Сколько нужно жертвовать денег ламе и дацану?». Тут все зависит от вашего желания и возможностей.
При входе в дацан обязательно нужно снять головной убор. Внутри дугана все движение совершается по кругу солнца. Нехорошо громко хлопать дверью, шуршать пакетами, разговаривать с собеседником на отвлеченные темы. Нужно вести себя тихо и скромно. Неуважением будут телефонные разговоры во время хуралов, поэтому лучше перед входом в дуган телефон отключить.
Чужой беды не бывает
Сегодня ламы принимают в тех же домах, в которых до них вели прием верующих старшие ламы. Дома, как правило, из - «кругляка» небольших размеров. В доме во главе угла - божница, столик, где читает молитвы лама, стулья для верующих, в углу - кровать для отдыха хуварака - ученика, рядом с основной комнатой - кухня с небольшим шкафом для посуды, на стене - обычно лунный календарь или панно на буддийскую тему.
Заглянем к Биликто-ламе. Он принимает в 25 доме. Биликто-лама – «детский» лама. К нему обращаются родители с детьми. Вот заходит молодая мама с дочкой. Жалуется, что ребенок плохо спит, часто болеет. Биликто-лама, посмотрев по книге, говорит, что ребенок побрезговал, увидев красное мясо. Советует записаться на молебен и взять домой адис (благовония) и аршан. В этом же доме прием ведет эмчи (лекарь) Батор-лама. Он диагностирует болезнь по биению пульса и другим внешним признакам. Выдает лекарство в виде порошка, которое готовится по старинным рецептам из трав и других компонентов.
В другом доме у Цыдып-ламы сидит молодой человек с явно понурым настроением. В последнее время у него все дела идут наперекосяк, жалуется на тревогу, плохое настроение. После разговора с ламой выясняется, что у него «нет души» и нужно провести обряд.
К ламам часто заходят счастливые родители с просьбой дать имя новорожденному. Молодые пары просят назначить благоприятную дату свадьбы. У других - пришла беда, и нужно определить время похорон.
Посещая дацан и совершая простирания, делая подношения, мы даем себе возможность для накопления благой кармы.
А когда вы уходите из дацана, сложите руки на груди в позе нераскрывшегося лотоса и поклонитесь храму – обители Будды, обители спонтанной реализации великого блаженства…
Сергей Доржиев.