Об интеграции, пенсиях и объединении...
Накануне новогодних каникул состоялось заседание Консультативного совета глав муниципальных образований округа под председательством заместителя председателя правительства Забайкальского края – руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Бато Доржиева.
В его работе приняли участие заместитель председателя Законодательного собрания, председатель Собрания представителей Агинского Бурятского округа Цырен Цыренов, заместитель председателя правительства, министр экономического развития Забайкальского края Сергей Новиченко, начальник Управления Пенсионного фонда России в Агинском Бурятском округе Валентина Балданова, заместитель начальника Управления по развитию местного самоуправления губернатора Забайкальского края, начальник отдела мониторинга, анализа и организационной работы с органами местного самоуправления Вера Тимофеева, начальник отдела правовой работы с органами местного самоуправления и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Управления по развитию местного самоуправления губернатора Забайкальского края Наталья Куземская, главы муниципальных районов, ГО «Поселок Агинское», сельских поселений и другие.
С докладом об интеграции Забайкальского края в экономическое пространство Дальневосточного федерального округа выступил заместитель председателя правительства Забайкальского края, министр экономического развития Сергей Новиченко. Он напомнил, что в крае побывал и провел совещание полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Одним из его поручений было составление дорожной карты по интеграции Забайкальского края в ДФО. Проект документа, по словам С.С.Новиченко, подготовлен и включает в себя 14 направлений. Первый раздел – создание территорий опережающего развития. Как сказал докладчик, ТОРы дадут серьезные преференции, начиная с налоговых льгот и создаваться они будут под конкретные проекты с просчитанными показателями.
Следующее направление – инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов на сумму более миллиарда рублей. Такие начинания могут рассчитывать в стадии строительства на поддержку инвестора из федерального бюджета в плане создания обеспечивающей инфраструктуры. В качестве примера он привел Краснокаменск, куда уже направлен первый транш.
Третий раздел – разработка и реализация стратегии частных инвестиций и поддержка экспорта. Дальневосточное агентство по привлечению инвестиций будет продвигать проекты Забайкальского края на всевозможных площадках.
Следующий блок – социальное развитие новых центров экономического роста. Из объектов на территории округа предполагается строительство культурно-досугового центра в селе Цаган-Челутай. А также модернизация медицинского оборудования, больниц, ФАПов, национальных образовательных учреждений и строительство спортивного комплекса с залом для спортивной борьбы в п.Агинское, строительство универсальных спортивных площадок. По словам С.С.Новиченко, для двух новых субъектов ДФО будут заложены средства на эти и другие цели и объекты. При этом приоритеты будут отдаваться объектам с высокой степенью готовности проектно-сметной документации. Уже в феврале комиссия рассмотрит заявки Забайкальского края.
Как сказал С.С.Новиченко, о программе «Дальневосточный гектар» уже многие наслышаны. Что же дает ее внедрение в крае? Во-первых, по его словам, это позволит, наконец-то, навести порядок с границами муниципальных образований и поселений. Сегодня имеем описание всего 23 процентов границ, к первому февраля ставится задача довести до 40 процентов и к первому июня завершить эту работу. Появляется возможность навести порядок в земельных отношениях, в том числе, с федеральными структурами. Краевое учреждение «Центр Геоинформ» имеет средства на описание границ муниципальных образований.
«Следующие два раздела касаются кадрового обеспечения инвестиционных проектов и развитие системы образования и профориентации. Эти программы будут развиваться под руководством агентства по развитию человеческого капитала», - сказал С.С.Новиченко.
Они нацелены на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с требованиями работодателей.
Внедрение механизма электронных виз для въезда иностранных граждан через воздушные пункты пропуска позволит увеличить поток туристов в регион.
Одна из задач, по словам С.С.Новиченко, это улучшение рейтинга края. Все регионы ДФО должны войти в тридцатку. Такую цель поставил полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. «Мы возвращаемся к рейтингованию глав муниципальных районов и поселений с соответствующими финансовыми источниками. Материальное стимулирование поможет главам обратить внимание на состояние вверенных им территорий», - сказал докладчик.
«Поиск проектов и предпринимателей – одна из первостепенных задач, возможности для их поддержки имеются как никогда», - заявил С.С.Новиченко.
Еще одно направление – расширение программы льготных авиаперевозок на территории края по маршрутам в Сочи, Симферополь, Санкт-Петербург, Хабаровск, Благовещенск, Улан-Удэ, Иркутск.
Предполагается создание в крае представительств корпорации развития Дальнего Востока, агентства по развитию человеческого капитала, агентства по привлечению инвестиций, фонда развития Дальнего Востока.
Это позволит создать полноценную систему поддержки и сопровождения проектов, реализуемых на территории Забайкалья, - сказал С.С.Новиченко.
Начальник Пенсионного фонда России в Агинском Бурятском округе Валентина Балданова подробно рассказала об изменениях в пенсионном законодательстве, вступивших в силу с первого января нынешнего года. Речь идет о поэтапном повышении пенсионного возраста. Как отметила В.Ж.Балданова, одновременно с этим вступил в силу пакет мер, защищающих трудовые права работников старших возрастов.
Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров – получателей страховых пенсий и пенсий по государственному обеспечению. Они продолжат получать положенные пенсионные и социальные выплаты в соответствии с ранее приобретенными правами и льготами. Более того, предусмотрено увеличение размера пенсий неработающих пенсионеров за счет ежегодной индексации существенно выше инфляции. В соответствии с законом индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам будет проводиться теперь ежегодно в начале года – первого января. «Так, на 2019 год страховые пенсии нами уже проиндексированы на 7,05 процентов, в денежном эквиваленте пенсии в Забайкальском крае в среднем вырастут на 945 рублей. Что касается пенсий по государственному пенсионному обеспечению, то они будут проиндексированы как и прежде с первого апреля, их рост составит 2,4 процента. Помимо этого в следующем году запланирована индексация ЕДВ на 3,4 процента», - подчеркнула В.Ж.Балданова.
Изменение пенсионного возраста будет проходить с первого января 2019 года и завершится в 2028 году. Переходный период при повышении пенсионного возраста составит пять лет для мужчин и женщин.
В.Ж.Балданова отметила, что закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии, социальная пенсия будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет соответственно.
Переходный период затронет тех граждан России, которые по действующим сейчас нормам должны были бы выйти на пенсию в 2019-2023 гг. Соответственно это: мужчины 1959-1963 года рождения; женщины 1964-1968 года рождения.
Граждане, рожденные после указанного периода (мужчины 1963 и женщины 1968 года рождения и моложе), будут выходить на пенсию уже по достижении нового установленного пенсионного возраста (соответственно 65 и 60 лет).
Также необходимо отметить, что требования к минимальному страховому стажу и индивидуальному пенсионному коэффициенту по статье 8 сохраняются: в 2019 году страховой стаж составит десять лет, ИПК - 16,2.
Особый интерес у участников заседания вызвал вопрос об объединении территорий поселений в единый городской округ. С информацией по нему выступили заместитель начальника Управления по развитию местного самоуправления губернатора Забайкальского края, начальник отдела мониторинга, анализа и организационной работы с органами местного самоуправления В.В.Тимофеева и начальник отдела правовой работы с органами местного самоуправления и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Управления по развитию местного самоуправления губернатора Забайкальского края Н.В.Куземская.
Как сказала В.В.Тимофеева, исторически в России существовала вертикаль власти. В 1995 году вышел 144-й закон, позволяющий самим субъектам устанавливать организацию местного самоуправления. В Читинской области оно было установлено в виде муниципальных районов, в Агинском Бурятском автономном округе на уровне сел и поселков. С 2003 года была введена двухуровневая система – городские, сельские поселения и районный уровень. Эти уровни были организованы, что в конечном итоге, по словам В.В.Тимофеевой, повлекло за собой ухудшение управляемости территорией, межличностные конфликты между главами, неразбериху с разграничением полномочий и имущества между муниципальным районом и поселениями в его составе, недовольство жителей, которые зачастую не понимали в какую администрацию им нужно обращаться за решением того или иного вопроса.
В настоящее время возникли проблемы с предоставлением деклараций депутатами всех уровней, особенно сельских поселений, а это около 1000 из 3000 депутатов, в связи с чем появляется угроза непринятия бюджетов в поселениях.
В последнее время обострилась проблема с выдвижением кандидатов на муниципальные выборы глав и депутатов представительных органов поселений, участились случаи досрочного сложения полномочий главами поселений по разным причинам, одна из которых – низкий уровень подготовленности кадров, неспособность руководить муниципальным образованием в сложных условиях недостаточности финансовых средств для решения вопросов местного значения.
Как отметила В.В.Тимофеева, двухуровневая система местного самоуправления сложилась не исторически, а была установлена сверху – федеральным законом.
Поэтому современная тенденция к укрупнению муниципальных образований, а именно преобразованию районов в городские округа – это просто естественный возврат к традиционной, привычной народу форме организации местного самоуправления.
В 2017 году в 131-й закон внесены изменения, в частности, в понятие «городской округ». В прежней редакции это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, в нынешней – один или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, не являющихся муниципальными образованиями. Городские округа могут образовываться и в сельских районах, не имеющих городских населенных пунктов.
Как отметила В.В.Тимофеева, есть поручение врио губернатора края А.М.Осипова о подготовке планов объединения территорий поселений. «Мы в крае приступили к его исполнению», - сказала В.В.Тимофеева. В Забайкальском крае эта работа началась в Борзинском и Балейском районах.
В.В.Тимофеева остановилась на преимуществах преобразования муниципального района в городской округ. Это повышение управляемости, единый бюджет, оптимизация функционирования жилищно-коммунальной сферы, единая система учета муниципального имущества, единый дорожный фонд, единая транспортная сеть.
Очень важным является возможность разрабатывать инвестиционные программы, избегая конфликтов интересов между инвестором и двумя уровнями власти.
В случае преобразования в городской округ власть в селах и поселках остается как территориальные исполнительные органы администрации округа, сохраняются специалисты, помещения администраций, служебный автотранспорт. При этом у специалистов высвобождается время от бумаготворчества (работа с бюджетом, подготовка и принятие нормативных правовых актов) для работы с населением, организации территориального общественного самоуправления, работы с молодежью и т.д.
Преобразование в городские округа – это изменения в организации власти. Оно не касается административно-территориального устройства. Все населенные пункты остаются в статусе сел и поселков городского типа. Для сельского населения сохраняются все льготы, которые они имеют сегодня.
Как пояснила В.В.Тимофеева, в Борзинском районе вместо 18 администраций будет одна и один представительный орган. На месте бывших сельских администраций будут существовать территориальные органы. «Это те же администрации. Будут сохранены сотрудники, которые там работают, здания и транспорт. Управление будет осуществляться через этих людей. Мы предполагаем, что главы, которые были избраны и эффективно возглавляли сельские администрации, будут работать руководителями этих территориальных органов», - сказала В.В.Тимофеева.
В.В.Тимофеева подчеркнула, что большинство районов, в том числе, Могойтуйский и Дульдургинский представили планы по объединению территорий поселений. И в них обозначили, что будут прорабатывать вопрос в течение текущего года. «Мы поймем: идти нам этим путем, или нет. И если пойдем по пути объединения, то это будет в 2020 и 2021 годах. Это устраивает руководство края», - сказала В.В.Тимофеева. Выстраивать и заставлять идти в городские округа никто не будет, отметила она.
В Агинском Бурятском округе с 1996 года существовали муниципальные образования на уровне поселений и сложились некие традиции, это будет учитываться», - этими словами завершила свое выступление В.В.Тимофеева.
Руководитель Администрации округа Бато Доржиев подчеркнул, что возникает много вопросов по объединению территорий. «Это решение должно приниматься большинством населения. Захотят – будет объединение, не захотят – не будет. И оно будет приниматься не в 2019 и даже не в 2020 годах», - сказал он.
Б.С.Доржиев предложил главам районов и сельских поселений внимательно изучить вопрос объединения территорий поселений в городской округ.
О механизмах перехода муниципальных районов в городские округа рассказала участникам заседания начальник отдела правовой работы с органами местного самоуправления и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Управления по развитию местного самоуправления губернатора Забайкальского края Н.В.Куземская.
Баир ЦЫДЕНОВ,
фото с сайта администрации Агинского Бурятского округа