О защите прав потребителей
15 марта мировая общественность отметила Всемирный день защиты прав потребителей. Международная организация потребителей объявила, что девиз Всемирного дня прав потребителей в 2021 году звучит как: «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами». Ежегодно главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в п.Агинское Лада Митупова (на снимке) дает профессиональные рекомендации потребителям по актуальным вопросам
Позвонил коллектор
Если у вас нет реальной просроченной задолженности, но вам звонят из коллекторских агентств с требованием погасить долг родственника, друга или коллеги по работе, то, в первую очередь, вам надо узнать, какое именно коллекторское агентство вас беспокоит. Затем следует разъяснить, что поручителем должника вы не являетесь, своего согласия нигде не давали, в виде подписи не удостоверяли. Если звонки не прекращаются, то необходимо записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов. Вы также вправе направить в адрес коллекторского агентства и кредитора письмо (лучше заказное письмом с уведомлением о вручении) об отсутствии у вас кредитных обязательств и некорректной работе коллектора, указав дату, время и номера телефонов, с которых вам звонили.
А если вы являетесь должником, помните, коллекторы не вправе применять к вам какие-либо меры принуждения для получения долга. Такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов. Коллекторам не допускается применение или угроза к должнику физической силы или причинения вреда здоровью, уничтожение, повреждение имущества, применение методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказание психологического давления на должника и так далее. Если коллекторское агентство вас беспокоит, особенно в ночное время, ранним утром или звонки приобретают агрессивный характер, вам следует обратиться в правоохранительные органы. Вы также вправе подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона, и потребовать провести по данным фактам внеплановую проверку.
О возврате, обмене или замене товара в аптеке
С первого января 2021 г. приобретенные товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты не подлежат обмену.
Теперь вернуть и обменять аптечные товары возможно, только если они некачественные или в них обнаружены недостатки. Недостатком лекарственных препаратов, медицинских изделий можно считать: истекший срок годности, отсутствие обязательной информации, несовпадение серии и сроки годности на упаковке и препарате, отсутствие инструкции по применению препарата, несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата, наличие в упаковке брака - сколы, негерметичность, смазанная полиграфия.
Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, а именно, если рецептурный препарат был продан без рецепта.
Вам должны обменять товар и в случае, если он является качественным, но фармацевт перепутал наименование товара, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.
Если продавец отказывается принять товар обратно, необходимо составить претензию в свободной форме в двух экземплярах с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей, гарантийный талон (при наличии).
На одном из экземпляров претензии продавец или иное лицо, принявшее претензию, должен проставить свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу. При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в Управление Роспотребнадзора или суд подтвердить соблюдение претензионного порядка.
При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов «замена» и «обмен». Слово «замена» используется при требовании в отношении некачественного товара, слово «обмен» - при требовании в отношении качественного товара.
О дистанционных покупках
Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи и после в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи. Возврат возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Отсутствие чека у покупателя не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
При отказе от товара продавец должен возвратить ему сумму, исключая расходы продавца на доставку, не позднее, чем через десять дней с даты предъявления соответствующего требования.
В случае получения бракованного товара или с нарушением условий договора покупатель может не позднее 20 дней после получения известить продавца об этих нарушениях.
Покупатель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, а, если нет гарантии - в пределах двух лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.
Перегорели электроприборы
Как правило, причиной выхода бытовых электроприборов из строя является перепад напряжения в электросети.
Согласно п.149 Правил исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг, за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя по причине предоставления некачественных коммунальных услуг, а также за убытки и моральный вред в результате нарушения исполнителем прав потребителей. Любой потерпевший независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет, имеет право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие некачественных коммунальных услуг.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в течение десяти лет со дня предоставления некачественной услуги. При этом требования, предъявленные по истечению трех лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более, чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке следует обратиться в суд согласно ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей». Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю по вашему ходатайству может быть привлечено в судебное заседание для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Погасил кредит досрочно – верни страховку
В конце 2019 года были приняты поправки к законодательству о потребительском кредитовании, которые предоставят возможность вернуть часть денежных средств, потраченных на страховку. Обращаем внимание, как изменилась указанная ситуация с первого сентября 2020 года.
Страховая компания должна вернуть часть страховой премии заемщику, если он досрочно полностью погасит потребительский кредит или заем, но при соблюдении следующих условий: заемщик выступает страхователем по договору добровольного страхования, заемщик подал заявление о возврате части премии, отсутствуют события с признаками страхового случая.
Это означает, что вернуть можно будет часть страховки за период, когда необходимость в страховании уже отпала в связи с возвратом кредита. Страховая компания (или уполномоченные ей лица) должны будут вернуть денежные средства потребителю в течение семи рабочих дней со дня получения заявления. Если заемщик был застрахован через банк, то деньги должен будет вернуть именно банк.
Потребители, которые заключили кредитный договор со страхованием до первого сентября 2020 года, также имеют возможность вернуть себе часть внесенной оплаты по страховке. Но все зависит от того, как был определен размер страховой суммы в договоре. Если он равен долгу по кредиту и уменьшается вместе с его погашением, потребитель может вернуть себе часть оплаченной страховки. При этом, если страховая сумма от остатка по кредиту не зависит, то, увы, потребитель не может требовать возврата денег за страховку.
Елена АБИДУЕВА.
Фото Саяна ДАШИЕВА.