О сути православных праздников...
Вот и прошли великие праздники: Рождество Христово и Крещение Господне. Казалось бы, это праздники религиозные, но отмечал их весь российский народ, независимо от вероисповедания и национальности.
С одной стороны, это хорошо: нет вражды, религиозной розни, сплачивает нас всех и объединяет. Но, с другой стороны, идет непонимание глубинной сути праздников, поверхностное к ним отношение и духовное обесценивание. Давайте попробуем разобраться в этом.
Рождество Христово ожидается с большой радостью, и радость эта длится до Крещения Господня. Родился Спаситель Мира и это рождение ждали - мир во грехе погряз и его надо было спасать.
Спасать мир надо и сегодня. Мы с вами, не прекращая, грешим. В современное время в планетарных масштабах идет не только природное уничтожение нашей планеты, но и духовное обнищание народа. Недаром сегодня философы, ученые добавили в список глобальных проблем еще одну – духовная катастрофа.
2019 лет назад родился Спаситель Мира. Бог, послав своего Сына, заключил Новый завет с людьми, Завет Любви и прощения, милосердия и добра, дал нам Заповеди, по которым надо жить, чтобы сохранить себя, сохранить жизнь на Земле. Но как тогда не послушали люди Спасителя и предали его, отправив на мученическую смерть, так и сейчас мы предаем его, нарушая заветы.
С седьмого января мы радуемся его рождению и до 18 января продолжаются народные гуляния, эти дни называются Святками или Святыми днями. Что нужно делать в эти дни? Благодеяния, нести добро, стараться не обижать людей, навещать своих родных, дедушек и бабушек, одаривать подарками, посещать больных, помогать нуждающимся.
Мы как-то забываем об этом и увлекаемся только обрядовой, поверхностной стороной, а конкретнее – мифологической.
Мифологическое же значение святок определяется их «пограничным» характером – в это время солнце поворачивается с зимы на лето, световой день сдвигается от тьмы к свету: заканчивается старый и начинается новый год. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю душ умерших, о разгуле нечистой силы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Не надо забывать, что здесь акцент делается на мифологическое понимание праздника, языческое.
Церковь выступает против гаданий, обращения к нечистой силе, т.к. ни к чему хорошему это не приводит.
Почему я все это пишу? В последнее время наблюдается в детских садах увлечение воспитателей именно этой стороной праздников. То празднуют Хеллоуин, совершенно чуждый праздник нашей стране, ссылаясь на то, что это помогает выучить английский язык и не думая, что маленьким детям не только навязывают чуждую культуру, но и искажают их сознание. То превращают Святочные дни в дни гаданий и колядок. Я думаю, что правильнее было бы подумать о духовной стороне воспитания, тем более таких маленьких деток, у которых развито воображение, и они надолго, а, может, и на всю жизнь запомнят эти впечатления. В данном случае будут иметь неверные, искаженные представления об этих праздниках. Может лучше рассказать им о значении этих великих праздников и объяснить, что в эти дни надо делать больше добрых дел, помогать друг другу и старшим; поставить на эту тему постановку (сценарии рождественских сказок можно найти). А если воспитатели далеки от этой темы, то и браться не надо, блага для детей будет больше.
И, наконец, 18 января Крещенский Сочельник – время строгого поста и подготовки к празднику Крещения Господня. Что такое Сочельник? От слова «сочиво» - это замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха или ячменя с ягодами и медом, накануне праздника ели только сочиво, и духовно готовились к празднику.
19 января в 00.00 часов (12 ночи) вся вода в открытых источниках становилась святой – Иордань. Именно в этой реке принимал крещение Иисус Христос и крестил его Иоанн Предтеча. В этот момент все узнали, что Иисус является сыном Бога, т.к. на него сошел Дух Святой в виде голубя и одновременно прозвучал Глас с Небес «Сей есть мой сын возлюбленный, в котором Мое Благоволение». Поэтому мы называем купели на реках Иорданью и окунаемся в них, как это делал наш Спаситель, чтобы почувствовать сопричастность этому событию.
Крещенские купания являются народной традицией. Церковным уставом они не предусмотрены. Если вы решили в ночь Крещения Господня окунуться в водоеме, то делать это надо благоговейно и с верой. К сожалению, и здесь мы одолены суеверием и окунаемся только для того, чтобы весь год не болеть и очиститься от грехов. Все священники замечают, что окунувшись в воду, вы от грехов не очиститесь, от грехов очиститься можно только на Исповеди. Тем более, если вы окунаетесь в воду, только что освященную, в нетрезвом состоянии и, выкуривши сигарету, вы набираете еще больше грехов, да еще и загрязняете эту воду. Раньше, после освящения воды, не разрешали на реках стирать, так как считалось, что черти только и ждут этого момента, чтобы по белью вновь занять свое место в реке.
Да, эту статью надо было писать до праздников, но на эти размышления меня подвигли как раз события, произошедшие в эти святочные дни. Пройдет год, и мы снова будем праздновать Рождество Христово и Крещение Господне, и, возможно, кто-нибудь вспомнит об этой статье.
Е.Шильникова, п.Агинское.