Главная » 2024 » Ноябрь » 12 » О шалостях, увлечениях, порохе и … ракетах

О шалостях, увлечениях, порохе и … ракетах

12.11.2024 в 11:53 просмотров: 74 комментариев: 0

 Продолжение

 Мы жили в районе ветлечебницы и ветлаборатории в п.Агинское.  Около лаборатории были расположены дощатые складские помещения для хранения лабораторного оборудования и химикатов с огромными амбарными замками, которые мы научились открывать самодельными отмычками. Там мы изыскивали стеклянные пипетки и трубки разного диаметра. Укорачивали их, предварительно сделав надпилы алмазной пилкой, которые прилагались к каждой коробке с ампулами для инъекций. Этими трубками обеспечивали всех друзей из двух средних школ и восьмилетки, из них на уроках стреляли разжёванной в шарики промокательной бумагой или пластилином. Промокашки прилагались к каждой тетради, тогда мы писали перьевыми ручками и чернилами.

Следующей забавой по степени сложности было изготовление и умение стрелять из так называемой «кормолёвки», или мини-рогатки. Сама рогатулька была из алюминиевой или «тюковой проволоки», которой стягивались тюки с сеном или соломой. Резинка извлекалась из бельевого резинового жгута. Чем толще резинка, тем мощнее было оружие. Самой мощной была кордовая резина, которая использовалась для изготовления резино-моторных судо- и авиамоделей, но была огромным дефицитом. Пульки или стрелки были из кручёной альбомной бумаги или из медной проволоки от автомобильных стартеров или динамо (генераторов).
По степени взросления присуще было изготовление рогаток. Делали из речного тальника, потому что он гладкий и в сыром виде податливый для обработки. Резиновые полоски вырезались из велосипедной или мотоциклетной камеры в зависимости от тягловой мышечной силы. Самая мягкая и долговечная резина была из самолётных камер оранжевого цвета, которые доставлялись детьми животноводов, чьи стоянки располагались рядом с военным аэродромом на станции Степь и полигоном. Оттуда же прибывали снарядные пороховые цилиндрики в мешочках, которыми забавлялись подростки.
Также делались и пугачи. Из медных трубок тормозной системы легковых авто того времени вырезались 20-сантиметровые отрезки. С одной стороны сплющивались и загибались, заливались свинцом из аккумуляторов, с другой стороны трубка была открытой, куда входил обточенный по форме трубки гвоздь-пятидесятка. На шляпку гвоздя или загнутое колечко привязывалась резинка, с другой стороны трубки, куда входил гвоздь, тоже крепилась. Гвоздик-боёк с резинкой оттягивался и резко отпускался. В трубку пугача предварительно засыпалась серная смесь (селитра) от десяти-двадцати спичечных головок, иногда с алюминиевой пудрой, сточенной мелким напильником от дверных ручек. Сила взрыва смеси от детонации регулировалась методом проб и ошибок. Это был прообраз нынешних китайских хлопушек, но с другим механизмом действия. «Бомбы» изготавливали из бутылок с карбидом для сварочных работ и водой.
В старших классах, когда на каникулах или выходных стали зарабатывать кое-какие деньги, стали вскладчину покупать спортивные стартовые пистолеты, благо, капсюли, «Жевело», используемые в них, продавались в хозяйственных магазинах, автолавках и заготконторе как хлеб или сахар.
Также делали самодельные луки и стрелы из речного тальника. Тетиву делали из кордовой нити автопокрышек, скрученных в верёвку ручной дрелью. О кевларе и аналогах и слышать не приходилось. Также тетива делалась из капроновых скрученных ниток от стяжек метеорологических зондов (шаров), которые частенько летали в небе и падали на землю. Они передавали метеорологические данные в приёмные станции. При передаче аппаратуры в Агинскую метеостанцию начальником Дехоновым выделялась определённая сумма вознаграждения сдатчику. Щёлочной аккумулятор и целлофан от шара оставались у нашедшего и использовались в быту. Некоторые бабушки до сих пор называют целлофан «шаарай саарhан».
Труднее всего было подобрать прямые ветки тальника для стрел, которые при сушке всегда искривлялись. Приходилось зажимать их брусками и время от времени переставлять при сушке, иногда смачивая их водой. Наконечники точили из гвоздей.
Отличались в изготовлении лучного инвентаря Валерий Жадамбаев, Бадара Батомункуев и Баярто Цырендоржиев. Впоследствии они стали мастерами спорта СССР по стрельбе из лука.
Соревновались также в метании самодельных ножей и лыжных палок в нарисованные мишени и фигуры на дощатых сооружениях.
Пиком мастерства было изготовление настоящего малокалиберного пистолета. Для этого приходилось долго и нудно распиливать ствол «мелкашки» ножовкой по металлу на количество друзей-«оружейников». Лучше всего и легче по весу были стволы от комбинированных пуледробовых ружей типа «Белка» или из спинки железных кроватей. Ударно-спусковой механизм был на пружинной или резиновой тяге. Сам корпус выпиливался из берёзовой дощечки самых разных форм. В основном, копировали формы «ТТ» или «маузера». Потом соревновались в стрельбе по самодельным мишеням, воробьям и курицам.
В нынешнее время даже трудно представить, что нарезные и гладкоствольные ружья, патроны, порох разных видов, капсюли, охотничьи ножи, дробь, картечь свободно продавались в промтоварных магазинах и автолавках. И никакого особого криминала, как помню, не было. Народ был намного добрее и дружнее, чем сейчас. Зимой с ружьями за плечами ходили на лыжах на охоту в лес в окрестностях посёлка, в основном, ходили стрелять куропаток и зайцев на свалке, которая была на месте трёхэтажек микрорайона Западный или на Хонин-хушуне в сторону нынешнего тубдиспансера.
Летом охотились на уток и коз по Амитхаше, в районе Бом-горы, вплоть до Хангильского хребта, по гряде озерков, которые во время дождей соединялись в одну речку, по старому руслу Агинки до Кирзавода, в районе автозаправки в сторону СХТ. 
Затем пришло время изготовления ракет, спускаемых на парашюте. Корпус ракеты и направляющий хвостовик склеивались из альбомного листа, наконечник вырезался из пенопласта, иногда вытачивался на токарном станке из сосны, кедра или осины. Пороховой заряд получали путём смешивания дымного пороха «Медведь» и толчёного угля от берёзовых поленьев. Заряд помещался в гильзе 12-го калибра, имел ещё вышибной заряд из чистого пороха для выброса парашюта при израсходовании заряда через маленькое отверстие в войлочном пыже и прокладке гильзы. Воспламенение заряда проводилось бикфордовым шнуром или дистанционно электрическим кабелем от кислотных батареек. Зачинателями ракетостроения в АСШ №1 были Батоочир Намогуруев, Рампил Ракшаев, его одноклассник Бальжунай (к сожалению, не помню его фамилию) был выходцем из Сахюрты и жил в общежитии. Их дело продолжил Дашинима Амоголонов, который передал ракеты мне, я - Володе Ринчинову.
Пуски ракет производили на торжественных линейках школы, к выпускному балу и на первое сентября. На общепоселковых демонстрациях пуски проводили на центральной площади посёлка под звуки марша духового оркестра.

Продолжение следует…

С.ЦЫБЕНОВ, 
житель п.Агинское,
 выпускник АСОШ №1.
Фото из архива АСОШ №1.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES