О распределении дотаций
15 июня 2016 года член Совета Федерации Федерального Собрания РФ – представитель от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края Баир Жамсуев выступил на очередном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с предложением усовершенствовать ряд методик по распределению бюджетных средств между регионами при обсуждении доклада заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака «О первоочередных задачах государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях и мерах по их реализации» в рамках «правительственного часа».
Как отметил Дмитрий Козак, важнейшими составляющими государственной региональной политики, нацеленной на дальнейшее развитие территорий субъектов являются определение функций и ресурсное обеспечение региональной и местной власти, прозрачные межбюджетные отношения и рациональное стратегическое планирование. Именно эти три момента являются связующими во взаимоотношениях между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.
Сегодня все чаще звучат предложения из регионов о возврате ряда полномочий, в особенности, социального характера, на федеральный уровень в связи с недостаточностью ресурсов для их выполнения. На муниципальном уровне этот процесс уже запущен. Правительство начало масштабную работу по инвентаризации и финансовой оценке расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Предварительные результаты этой работы показали: с 2005 года на региональные органы власти возложено 117 полномочий в качестве так называемых «делегированных». Они финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, но анализ показывает, что средств недостаточно, и поэтому субъектам приходится по мере возможностей обеспечивать их исполнение за счет собственных ресурсов. Сегодня же неопределенным остается статус 530 полномочий, и этот вопрос требует детальной проработки, поскольку от него зависит формирование бюджета следующего года и распределение межбюджетных трансфертов.
Исходя из огромной долговой нагрузки, которая имеется у субъектов Российской Федерации, есть необходимость повысить доходность региональных и местных бюджетов. Для этих целей рассматривается вопрос об отмене федеральных льгот по местным налогам и сборам, поэтапной отмене льгот по федеральным налогам и сборам, которые зачисляются в региональные бюджеты. Это в совокупности более 200 млрд. рублей выпадающих доходов региональных бюджетов. Также предусматривается увеличение грантовой поддержки субъектам для наращивания экономического потенциала и реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий.
В своем выступлении Баир Жамсуев подчеркнул, что серьезной проблемой, сдерживающей стабильное развитие регионов, является несовершенство ряда методик по распределению бюджетных средств, поскольку они не учитывают особенности субъектов. К примеру, методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов не учитывает расходы дорожного фонда. Методика расчета коэффициента расселения - плотность населения, а также фактическая удаленность населенных пунктов друг от друга. При расчете субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства учитывается численность постоянного городского населения. В результате регионы с низкой плотностью находятся в неравных условиях. Непонятными остаются механизмы распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов регионов.
- По данному вопросу мы неоднократно обращались и в Правительство Российской Федерации, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, но решения пока нет. Поэтому еще раз предлагаю рассмотреть вопрос о внесении изменений в методики в части дифференцированного подхода при предоставлении государственной поддержки и распределении дотаций, исходя из возможностей и особенностей регионов, - сказал забайкальский сенатор.
Второй момент, на котором остановился Баир Жамсуев, это то, что меры федеральной поддержки сегодня ориентированы на крупные предприятия, реализующие масштабные инвестиционные проекты, имеющие стабильное финансовое положение, или предусматривают создание региональной инфраструктуры поддержки и стимулирования развития различных сфер, в основном, за счет средств бюджетов региона. Использование таких инструментов и механизмов является недоступным для регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности - таких, как Забайкальский край. И это только увеличивает диспропорции в социально-экономическом развитии регионов России.
- Считаю необходимым инициировать еще раз анализ географии поддержки и с учетом этого дифференцировать критерии доступности этих механизмов и форм для всех территорий Российской Федерации, - предложил Жамсуев.
Пресс-служба
Администрации Агинского Бурятского округа.