О первом директоре школы
Вековой юбилей Кункурской средней школы напоминает нам имена тех руководителей, учителей, без которых не состоялась бы история школы. Каждый значительный человек оставляет нам свой образ. Таким человеком для нашей школы является Цырендоржи Найданович Найданов, первый директор восьмилетней школы, организатор средней школы в селе Кункур, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РСФСР, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, один из достойных уважения первых учеников нашей школы.
Имя Цырендоржи Найдановича связано с развитием восьмилетней и становлением средней школы. Это были сложные годы строительства нового школьного здания и пришкольного интерната, когда не хватало стройматериалов, школьной мебели, квалифицированных кадров и многого другого для новой школы. Отдаленность от районного центра, от Читы, плохая телефонная связь, нехватка своего школьного транспорта – все это требовало много времени, терпения и физической нагрузки, чтобы «выбить» нужные документы, погрузить, наконец, и привезти за сотни километров по разбитой дороге в с.Кункур.
Образ Цырендоржи Найдановича предстает перед нами как неутомимого, несгибаемого и сильной воли человека, когда перед ним стоит задача большой ответственности за порученное ему дело. Скромный до аскетизма в быту, он создал со своим коллективом учителей красивую современную школу с хорошо оборудованными кабинетами. Вокруг школы были посажены деревья, начал работу пришкольный участок.
Учителя машиноведения - Валерий Дашидабаевич Абармитов, физики - Балдан Митупович Дашинимаев, биологии - Цырегма Ирелтуевна Намсараева, химии - Долгор Батоевна Дашижамсоева, лингафонного кабинета - Ольга Гуродармаевна Бальжинимаева, труда - Дугарнима Будаевич Батонимаев и другие создали прекрасные учебные кабинеты. Высокую оценку дал заместитель министра просвещения РСФСР М.Кашин работе директора и его коллектива, тогда школа заняла первое место в округе по организации кабинетной системы школьного обучения.
Обязательно надо рассказать о нашем школьном духовом оркестре и хоккейной команде, которыми руководил Сергей Яковлевич Гординский. Любовь к музыке и хоккею наши мальчишки сохранили на всю жизнь. Незавершенной идеей при жизни Цырендоржи Найдановича осталась мечта о создании музея на селе. В школе были собраны ценнейшие для сегодняшнего дня предметы быта: утварь, одежда, хозяйственные инструменты бурят-кочевников. Сейчас мы с сожалением констатируем тот факт, что все эти предметы для будущего музея были безвозвратно утеряны. Но это были самые интересные и незабываемые годы для нас, молодых учителей. Каждый год стали приезжать специалисты–предметники с высшим образованием, стал складываться большой, профессиональный и интересный коллектив, сливавшийся в общую гармонию пионерских и комсомольских классных коллективов под названием «школа». Школьная жизнь со всеми ее отметками, пионерскими и комсомольскими делами, школьными вечерами, открытиями и неудачами, встречами и прощаниями наполняла классы, коридоры, актовый и спортивный залы с утра до вечера.
И всегда встает образ Цырендоржи Найдановича со связкой ключей, небольшого роста, который регулировал, направлял эту беспокойную школьную жизнь. Одна только кочегарка приносила уйму хлопот и нервного напряжения, когда кочегары могли напиться или если угля не хватало, и отопительная система могла замерзнуть. Цырендоржи Найданович со своими учителями–мужчинами дежурили в этой самой кочегарке, старшеклассники таскали уголь до топки, паяльниками размораживали батареи. Зима была испытанием на прочность директора школы. При всей занятости хозяйственными делами, прежде всего перед ним стояла учебно-воспитательная работа. Он знакомился с процессом становления учителя, его профессионального роста во время посещения уроков, внеклассных занятий, в ходе которых он учил, поправлял, указывал на успех учителя, на его методические ошибки, при этом делая это очень осторожно и аккуратно. Мы учились. По графику проводились методические дни, открытые уроки, семинары. Директор просил у председателя колхоза машину, чтобы отправлять нас, учителей, на курсы, семинары и т.д. По истечении времени сейчас поражаешься распорядку дня и ритму жизни Цырендоржи Найдановича, из которого он никогда не выбивался и не нарушал ни при каких обстоятельствах. Я до сих пор помню тот факт, когда его сын Дашибал умирал от лейкоза в больнице в Чите, он выдавал нам зарплату с каменным лицом. Личное никогда не стояло выше назначенной ему должности. Всецелая отдача самого себя любимому делу - было кредо его жизни. Тому было много примеров. Радовали нас ученики, которые добивались успехов в учебе. За отличную учебу многие наши ученики были отправлены в лагеря «Артек», «Орленок», такие как Ц.Эпова, Г-Д.Базаров, Г.Суходаев, Н.Дамдинжапов, С.Батомункуева, Д.Мирсанов, Ч.Амагаланов, Ц.Мижитдоржиев, Д.Жигжитова, Д.Базаржапова, Д.Г.Лхамадиев, путевки которым доставал Цырендоржи Найданович. И последнее, чтобы завершить образ первого директора нашей школы Цырендоржи Найдановича Найданова, я хочу сказать, что десятки выпускников школы той поры получили отличные аттестаты, не имея при этом медалей, но подтвердив свои отличные, фундаментальные знания красными дипломами вузов страны. И первыми медалистами школы могли стать сыновья Цырендоржи Найдановича. Такова была высокая требовательность директора школы прежде всего к самому себе, к работе учителя, к знаниям учащихся, когда награда не является эталоном человеческого качества.
Ц.Нимаева,
ветеран педагогического труда, Почетный работник общего образования РФ.