О культуре пастьбы скота у агинских бурят
На дворе уже двадцатые годы XXI века. Тема, которую хотим поднять в статье, остаётся по-прежнему, на наш взгляд, актуальной, хотя волнуют сельчан сейчас и другие проблемы. Прошло 30 лет с окончания колхозного времени, когда, особенно в шестидесятые годы, уделяли большое время пастьбе овец и молочного стада коров. Совершенно изменились условия хозяйствования в степи в век сплошной информатизации, мобильной связи и массового автотранспорта. Жизнь сельчан стала почти городской. Давно позабыли мы о том, как наши предки переходили в начале колхозного строительства от кочевого, пастбищного хозяйства и образа жизни к оседлому, научились держать общественный скот в стойловом содержании, лишь в начале лета переводя их на летние пастбища и быстро возвращаясь к первому сентября в зимники.
В середине шестидесятых исключили из хозяйственного оборота верблюдов и коз. Первых за непотребность верблюжьей шерсти и мяса в народном хозяйстве, «степные корабли» всё реже использовались в караванной торговле и на транспортных работах. Вторых за то, что коз нельзя было содержать вместе в одной отаре с тонкорунными овцами, происходило потеря драгоценной шерсти, к тому же козье мясо обладало «холодными свойствами» и мало потреблялось в пищу степняков. Продукции этих животных в те годы перестали включать в хозяйственный план госзаготовок колхозов. Только в трёх местах сохранили верблюдов - Цаган-Оле, Ортуе и Торее, где местные руководители оказались мудрее и дальновиднее остальных. Держали их на балансе колхозов ради будущих поколений земляков, в память бывших тружеников. Хозяйства перешли на разведение трёх видов животных и сдавали государству овечью шерсть, мясо, говядину, баранину и коровье молоко, а лошади использовались при пастьбе овец, конина потреблялась в зимнее время животноводами как «согревающее тело» продукт. Жаль, что в колхозное время исключили этих аборигенных животных из жизни степняков-животноводов. В наше время верблюжья шерсть и козьи пух, шкура нашли бы своё место на рынке. Верблюды не требовали большого ухода, очень самостоятельные животные, могли бы украшать пейзаж агинских степей и привлекать внимание экотуристов.
Вернёмся к заявленной теме. В рыночных условиях всё больше предпочтения отдаётся производству мяса и шерсти, а производство молока затратное и проблемное в условиях природно-климатических рисков. Нужны большие объёмы качественных продуктов нашего сельского хозяйства для насыщения местных и соседних рынков, включая дальневосточные и китайские. С другой стороны, поддержка государством, использование современной техники и информационных технологий в селе делает агробизнес привлекательным для молодёжи. Вопрос стоит, как повысить качество отправляемой на рынок продукции. Факторов здесь много, одни из них – постоянное внимание к зимней и летней пастьбе разводимого скота. Здесь важно знать и пользоваться на практике опытом наших предков – тонких знатоков и мастеров пастбищного скотоводства, сумевших довести своё занятие до искусства держать скот в товарной кондиции в любое время года.
Много ценных советов будущим поколениям животноводов оставил Лодон Линховоин, учитель, отец великого бурятского певца Лхасарана, в книге «Лодон багшын дэбтэрһээ». Он писал: «Ведение кочевого и полукочевого скотоводства требовали приспособления с местным природным и климатическим условиям. Хозяин должен был знать, какая трава в какое время года питательна, на каком пастбище лучше пасти скот. Наблюдения передавались из поколения в поколение, в результате установились правила и способы ведения хозяйства».
Особенно внимательно надо относиться к выбору пастбища для овец. В основном, они ягнятся в апреле-мае. К этому времени нельзя было их пасти на высоких местах. Когда начинает пригревать солнце и образуются проталины, нужно пасти на них, шолбы-ветоши, показывающиеся из-под снега, питательны, животные наедаются и становятся бодрыми. Ургы (подснежник), ганга (чабрец, мелкая пахучая полынь) – самые необходимые целебные для них в это время. Со свежей травой они наполняют желудок овец. Уже надо выбирать пастбищные места повыше, на пригорках, холмах и увалах, где растёт трава түргэн сагаан (вздутоплодник), она полезна при болезни хатайр (эстроз). Весной не следует давать им пить много воды. Считалось, что, если весной успеют нагуляться, то кости животных станут крепче, мяса – больше. В летнее время автор книги рекомендует пасти овец на холмах и увалах, можно и на северных склонах, особенно там, где весной прошёлся степной пал. Утром, когда на травах лежит роса, нельзя пасти в низких местах, иначе овцы могут заболеть бальшируу (гнилостно-копытной болезнью). Осенью нельзя быстро перегонять овец с места на место, отчего они быстро потеют и теряют вес. В это время года лучше держать их скученно и хорошо поить. Когда трава начинает ветшать, рекомендуется загонять их пастись на ветоши дней на 15-20 и потом перегонять на места, где растёт сахилза (синий ирис). Отара, пасшаяся на нём, чувствует себя крепче, меньше потом тощает. К осени на летних пастбищах начинает вырастать хэнзэ (свежая молодая травка), она очень полезна. В это время надо пасти овец на солончаковых местах – у них мясо становится жирнее, шерсть длиннее и гуще.
Крупный рогатый скот пасся самостоятельно, без присмотра, сам выбирая места пастьбы, где больше травы. Табунные лошади круглый год паслись вольно, зимой добывая пищу из-под снега копытами, даже из-под земли, доставая корни трав, съедая всё, что возможно, особенно ранней весной.
Советы от Лодой-багша молодым скотоводам по оценке качества ветоши и травы: если трава отрывается животным у самого корня, она питательна, в середине – не питательна. Если цвет травы имеет красноватый оттенок, она питательна, если белый – не питательна. Если конский помёт, оставшийся на пастбище, крупный и целый, то здесь трава питательна, если мелкий и рассыпчатый – худосочная. Если помёт твёрдый и чёрного цвета, трава не питательная. Трава чуть солоноватого вкуса - качественная. Если трава сочна на вид и с горьковатым вкусом, не очень питательна для скота. В иные годы у травы питательной бывает лишь верхняя часть, в другие года – нижняя, у корней. На северной стороне склона трава тонкая в стебле и при обветшании становится малопитательной. На южной стороне, наоборот, трава с тонким стеблем питательна. Выгоняя скот на пастбище, кочевники смотрели, где больше припасов мышей.
В советское время серьёзное внимание уделяли пастбищу скота в разное время года как важному резерву сохранения общественного животноводства и получения качественной продукции животноводства. В газетах давали свои советы учёные, специалисты и мастера нагульного скота. Старший научный сотрудник ЗАБНИТИОМС Ц-Д.Батожаргалов в статье «Зимняя пастьба овец» в 1984 году писал: «Особенность техники ведения овцеводства в Забайкалье – это круглогодичная пастьба и зимнее катонное содержание. Зимой пастбища составляют основу в кормлении овец. Более половины зимнего рациона овца получает с естественных пастбищ и пожнивных остатков». Далее он даёт свои советы чабанам. Они в сильные морозы и ветреную погоду обязаны пасти овец на защищённых склонах и солнечной стороне сопок. В таких местах хорошо сохраняется ветошь. Здесь теплее, меньше снежных заносов и за короткий зимний день овцы успевают наедаться. Советует держать отару кучно, а самому находиться впереди. Постепенно продвигаясь вперёд, следить за «работой» каждой овцы на пастбище и нужный момент перегнать на новое место. Самому следует неотступно находиться с ними и заставлять добывать корм из-под снега, важно, чтоб все копытили. Здесь для этого нужно «распылять» овец по пастбищу. А в сильные морозы заставлять больше двигаться, не сбиваясь в кучи. Надо спланировать так, чтобы вечером возвращались они по ветру.
При выборе свежего участка для пастьбы обращать внимание на состояние снега. Если он рыхлый и мягкий, значит, место защищено от ветров. Замечено, что овцы сами находят участки с хорошей ветошью и там долго задерживаются. На бедных участках не задерживаются в поисках лучших мест, уходят на большие расстояния, что ведёт к потере их упитанности. Чабан обязан следить за состоянием каждого животного, чтобы было на пастбище меньше ослабленных. Их следует перевести в группы для подкормки на стоянке. Далее специалист даёт животноводам советы по содержанию и пастьбе молодняковых отар, ослабленных овец.
В начале 60-х годов прошлого века в наших колхозах был взят курс на нагуливание скота и овец, чтобы за летний период получить большие привесы для сдачи государству мяса в плановом объёме. В окружной газете тех лет шёл широкий обмен опытом по уходу летом за нагульными животными. Вот один заголовок из «Агинской правды» за 1961 год: «1000 граммов привеса каждого животного – это 200 тонн мяса по округу». Шагжит Жамбалов, пастух нагульного гурта цаган-ольского колхоза им.Сталина, писал на страницах газеты: «Нагульный период – 100 дней. Добиться ежесуточного привеса каждой головы КРС по 800-900 граммов, овец – 150-200 граммов – такова задача пастухов и чабанов нагульных гуртов». Продолжал он: «Лучшая система пастьбы – загонная. В первую очередь, осматриваю участки, определяю их кормовые достоинства. Затем весь участок разбиваю на загоны. Сейчас пасу на возвышенных местах, где раньше всего появляется трава. На одном загоне держу скот 6-7 дней, туда возвращаюсь снова примерно через полмесяца, когда успеет отрасти трава. Пастьбу чередую с отдыхом и водопоем, кроме дневного отдыха даю скоту кратковременный отдых для пережёвывания пищи. Чтобы рационально использовать пастбища, лучше отвести дальние участки для нагульного скота, а ближние – для дойного стада». Балма Чимитова из Агинского откормочного совхоза делилась своим опытом так: «Днём, в разгар жары, даю скоту немного отдохнуть на возвышенных местах или на озере. С наступлением прохлады снова выгоняю на пастбище. Животные не любят пастись всю ночь: наевшись, ложатся. Я их не беспокою, поднимаю на пастбище задолго до рассвета, к 3-4 часам утра. Вечером скот пасется до часа ночи. В летний период животные находятся «в работе» 17-18 часов в сутки, отдыхают 6-7 часов – 3-4 ночью, столь же днём. Необходимо следить за колебаниями температуры. В прохладные дни с утра пасу в низменных местах, в зной – на возвышенных, обдуваемых ветрами. Стараюсь, чтобы животных не беспокоили насекомые: на водопой направляю их против ветра, в жаркие дни пасу вдоль леса. Пьют воду 2-3 раза в сутки, даю соль. Очень важно иметь несколько мест для их отдыха. Привыкают со временем к этим местам и почти сами собираются там в определённое время. Важно, чтобы эти места были рядом с водопоем, в центре выпасов. В местах отдыха следует установить кормушки с запасами соли и комбикормов».
Корреспонденты газеты И.Размахнин и Д.Найданов в 1961 году описали опыт пастьбы овец известного ортуйского чабана из колхоза «Улан Одон», работавшего с 1934 года, кавалера ордена «Знак Почёта» Даши Намсараева: «Выпас овец должен быть организован так, чтобы заставить каждую овцу съесть на пастбище как можно больше кормов, избегать лишних переходов, не беспокоить животных, не допускать лишних движений у них, чтобы они меньше тратили силы, меньше уставали. Во время дневного и ночного отдыха предоставлять им полный отдых.
Они быстро привыкают к определённому распорядку дня. В тёплое время года выпускаю отару на пастбище в 5-6 часов утра, вечером загоняю в катон в 22.00 часов. Летом поднимаю на выпас с восходом солнца, к этому времени овцы встают и вытягиваются. При выходе из катона слежу, чтобы не было давки. Направляю тихо, шаг за шагом, разворачиваю крылом. В начале пастьбы отара идёт по стравленным ранее участкам, затем постепенно переходят на свежий богатый травостой. Сами знают, где вкусная трава, там и останавливаются. Поэтому по своей инициативе никуда не перегоняю. Если животные не останавливаются на одном участке, их не задерживаю. Это очень важно. Чабан не должен «водить» отару. Потребность овец должна быть удовлетворена толково и разумно. Для улучшения аппетита даю им кормовую соль или вывожу на участки, богатые хужиром. Чем моложе и сочнее травостой, тем больше потребности у овец в соли. Без минеральной подкормки нельзя добиться хорошего нагула.
Большое значение для нагула и лучшего развития молодняка имеет значение всякое сокращение перегонов. В отаре имеются овцы разного уровня прелости и жирности, упитанности. Важно, как можно медленнее идти с отарой по выпасу, чтобы каждая овца имела возможность насытиться.
Надо знать качество пастбищ. Не пасу на таких участках, где много полевого мака и чемерицы. Чтобы равномерно стравливать пастбища, применяю загонную систему пастьбы.
В жаркое время дня овцы охотно идут против ветра, поэтому приходится их останавливать или заворачивать обратно, ближе к водопою или стойбищу. На дневной отдых останавливаю на возвышенных, обдуваемых ветрами местах. Когда овцы собираются в большие кучи, плохо циркулирует воздух в отаре, возможны тепловые удары. Поэтому большие группы овец разделяю на меньшие, а к осени этого нельзя делать.
Чтобы овцы хорошо наедались, важно правильно организовать водопой. Летом, когда трава сочная, я пою овец один раз в день, а к осени, когда трава грубеет, два раза. Чем суше и грубее травостой, тем больше потребности в воде. Как только у них на сухом корме появляется жажда, то плохо пасутся, плохо наедаются. В результате непоенное животное теряет упитанность. Летом пою овец с речки. К ней подвожу отару очень медленно, так же и угоняю. Напившись воды, они охотно пасутся. Зимой овец пою в тёплое время дня.
Водопой объягнившихся овец-маток должен быть организован так, чтобы всегда они имели возможность пить воду. Много воды матка расходует на образование молока. При недостаточном поении матка уменьшает дачу молока, что отражается на развитии ягнёнка.
Большое значение для успешного нагула овец имеет хороший отдых во время ночного и дневного тырла. Насытившись на пастбище, овцы ложатся и пережёвывают жвачку. Матки, плохо отдохнувшие и не пережевавшие съеденный корм, вяло пасутся и часто ложатся. Поэтому их нельзя беспокоить. Их покой не должны тревожить коровы, телята, собаки и автомашины. Отара быстро привыкает к чабану, его лошади. Порядок, заведённый на стоянке, должны соблюдать все члены чабанской бригады.
Овца – пастбищное животное. Чем больше времени проводит животное на пастбище, тем выше её продуктивность и дешевле затраты на неё. Но зимой им нужна подкормка».
Ознакомившись с представленным здесь опытом пастьбы овец представителей старшего поколения животноводов, мой собеседник Юмсунов Сокто-Баир, выходец из Шэнэхэна, много лет работавший в агрокооперативе «Сокто-Хангил», полностью согласился с их рекомендациями. И обратил внимание современных чабанов и скотников на то, что им необходимо хорошо знать состав и виды трав, растений на пастбищах, какими лечебными и профилактическими свойствами они обладают, когда на них лучше пасти животных. Порекомендовал им вести постоянное наблюдение не только за животными, но и состоянием травостоя. Поделился своими знаниями по растениям, распространённым в агинских степях. Возле озёр растёт дэрһэн (чий блестящий), растение в августе начинает желтеть, содержит марса(солончак). Полезно при нажировании овец. Бутуул (его русское название не знаем) растёт на склонах холмов, весной начинает вылезать из-под снега, вырастает, раскидывая корни в разные стороны, они синеватого цвета. Овцы ранней весной очень их любят. Ургы (подснежник) питателен, полезен при эстерозе. Ая ганга (чабрец) так же. Тэмээн һүүл (вероника, душица обыкновенная) – водянистое растение, растёт на склонах, достигает почти 15 см. Если осенью быстро гонять овец с места на место, то они начинают терять вес, появляется чесотка (хамуу). Осенью вырастающая трава (хэнзэ) плоха для табуна. Вот некоторые советы от чабана-ветерана.
Меняются времена, экономические отношения в селе, способы хозяйствования, природно-климатические условия, но наши животные, которые мы выращиваем в Аге, остаются пастбищными, приспособленными к местам нашей жизнедеятельности. И чтобы достичь успехов в сельском бизнесе, современные фермеры и их работники, пастухи и чабаны, должны учиться на опыте пастьбы скота старших поколений и умело вести своё дело.
Петр Аюрзанаев.