О казачьем сословии хори-бурят
До сих пор многие придерживаются мнения о том, что хори-буряты не имеют отношения к казачеству и не участвовали в войнах Российской империи. И такая точка зрения имеет веские основания.
Изначально царское правительство определило воинские формирования хори-бурят по охране границы как иррегулярное войско. По толковому словарю: «иррегулярное войско не входило в состав регулярной армии», т.е. не состояло на государственном денежном и хлебном довольствии, не обеспечивалось порохом и свинцом, поэтому оно не могло относится к казачеству. Тогда как: «казаки официально считались подданными русского царя и обязаны были выполнять его приказы. Из числа этих казаков комплектовались гарнизоны пограничных городов и крепостей, пешие и конные полки. За службу получали денежное и хлебное жалованье по твердым окладам, обеспечивались порохом и свинцом. Служили они под началом головы, назначаемых разрядным приказом».
При создании казачьего войска только селенгинские цонголы из бурятских племен изъявили желание вступить в казачье сословие из-за материальных выгод, поэтому из их числа в 1764 году были образованы четыре Селенгинских бурятских полка.
Эти неоспоримые факторы начисто отметали любые другие предположения. В связи с чем, причастность хори-бурят к казачеству вообще раньше не рассматривалась исследователями, хотя имелись некоторые косвенные сведения в исторических хрониках, которые при сопоставлении реального положения дел того времени свидетельствуют об обратном. Так, в летописи, написанной в 1868 году тайшой селенгинских (цонгольских) бурят Дамби-Жалсан Ломбоцыреновым, имеются данные, подтверждающие это.
«Часть, созданная в конце восемнадцатого века из деревенских парней Селенгинска, Мухоршибири, Тарбагатая, Джиды, Иволги и других мест Бурятии, вошла в качестве победителя в Париж, Дрезден, Варшаву, Андрианополь, стояла насмерть на Бородинском поле, в Севастополе, Порт-Артуре». Перечисляются места, где обитали хори-буряты, кроме Селенгинска.
«Торжества в честь победы русского оружия проходили в Кяхте и Монголии, куда были приглашены представители хоринских и селенгинских бурят, в том числе Пандидо Хамбо-лама, другие высшие ламы и представители четырех бурятских казачьих полков, русские войсковые начальники, китайские и монгольские нойоны праздновали много дней.», - пишется далее.
Видимо, представители хори-бурят участвовали и прославились ратными подвигами в Отечественной войне 1812 года, раз сочли необходимым пригласить на торжества только хоринских и селенгинских из числа бурятских племен.
В пользу версии о наличии казачьего сословия у хори-бурят имеются следующие доводы:
«мобилизации и участие хори-бурят в составе Селенгинского казачьего полка в первой Отечественной войне предполагает принятие присяги, обеспечение их государством денежным и хлебным довольствием, также распространение на них всех правовых и уставных требований, как к солдату регулярной армии», - об этом пишет не кто-нибудь, а главный тайша селенгинских бурят, который обладал достоверными сведениями. Тем более его летопись стала достоянием общественности в 1868 году, когда были живы сами участники военных действий.
Также хотели бы заострить внимание на следующей записи: «Сын служилого Бадмы Донсохоева Гелун Сультим-Шираб Бадмаев из рода хуацай хоринско-агинских бурят, будучи в столице со своим младшим братом, принял православие, стал надворным советником и был награжден серебряной медалью». По толковому словарю служилый в России 14-17 вв. относился к военной службе. Из чего следует, что предки братьев Цультима и Жамсарана Александровича Бадмаевых были из казачьего сословия.
Подтверждение к этому выводу мы находим у исследователя В.Гармаева, где отражено о перекочевке казаков из Мензенского караула в село Таптанай, где находились родовые кочевья семейного клана Бадмаевых.
Прошли десятилетия со времени добровольного вхождения хори-бурят в состав российского государства в 1703 году, прежде чем приступили к обустройству пограничной службы. Поэтому в течение полувека в ХVIII веке охрану южных рубежей государства в Забайкалье продолжали нести хори-буряты на добровольных началах. Строительство пограничных форпостов затянулось на достаточно долгое время: Кяхтинский (1728), Цурухайтуевский (1731), и в последующем Акшинский (1751), Цасучеевский, Чиндантский крепости. Формирование казачьих войск по охране границ состоялись еще позже. Якутский казачий полк в 1755 году, тунгусский пятисотенный конный полк в 1760, а четыре бурятских полка с общим числом 2400 человек в 1764 году.
Только в 1768 году, по предписанию бригадира Якоби, нерчинскими и селенгинскими казаками заселяется Акшинская станция. 15 ноября 1772 года генерал-майор Бриль предписывает заселить этими казаками Тункинскую, Харацайскую, Троицкосавскую, Кударинскую и Чиндант-Туракаевскую станции (Цурухайтуевская была заселена еще в мае)». Доклад, утвержденный 19 октября 1764 года Екатериной II, становится законодательным актом по устройству пограничного войска на китайской границе. При создании пограничной службы селенгинским и 11 родам хоринским бурят отвели 15 пограничных караулов.
На наш взгляд, вышесказанное является достаточным аргументом того, что определенная группа из хори-бурят состояла в казачьем сословии. В начале ХIХ века царскому правительству было выгодным использовать материальные и людские ресурсы хори-бурят в укреплении границ империи, за давностью лет постепенно забылась боевая история нашего народа.
Б.Батомункин,
действительный член Агинского отделения Забайкальского отделения Русского географического общества России,
председатель Агинского общественного клуба краеведов «Алтан жаса».