Главная » 2024 » Октябрь » 15 » О Гунэйском дацане "Дэчен Шойнхорлинг"

О Гунэйском дацане "Дэчен Шойнхорлинг"

15.10.2024 в 10:08 просмотров: 69 комментариев: 0 Власть и общество

Окончание.
Начало в №121 от 8 октября.


Если бедняки, середняки  вносили больше назначенной нормы – хорошо. Мой отец пожертвовал 50 руб., это я хорошо помню». Таким образом, можно примерно подсчитать, что для поездки Долгин гэгэна в Тибет было собрано и израсходовано 21500 руб. Из названных 420 семей - 70 были богатыми, 100 – состоятельными, 250 – бедные семьи, то есть, бедняки и середняки внесли 7500 рублей золотом, помимо этого, 70 богатых семей, которые меньше 200 руб. не вносили, вероятно, пожертвовали 14000 руб.
Шэрэтуи дацана вели общественную работу, следили за соблюдением традиций и обрядов, на них лежала ответственность духовного совершенствования людей. Также они отчитывались перед Пандито Хамбо-ламой о движимом и недвижимом имуществе, о приходском балансе. Политические события в стране доходили до людей через письма, телеграммы шэрэтуям.
1881 год 3 марта, №84
Шэрэтэ Гунэйского дацана Сободиеву.
Второго марта в 2 часа 45 минут во время парада всех родов войск совершено покушение на императора Александра Алексеевича и его окружение. Белый хозяин – император Александр Алексеевич умер. По этому случаю его преемник царевич Николай Александрович оповестил всю страну, и он возложил на себя ответственность за православных...
Старший лама банди Маркопуба.
Дид Хамбо Цэрэн-ламхай разыскал и предоставил список шэрэтуев Гунэйского дацана «Дэчен Шойнхорлинг». В нем указаны были только фамилии, на основании архивных данных добавлены имена и даты.
Ширэтуи назначались и увольнялись распоряжением Военного губернатора Забайкальской области с разрешения иркутского губернатора. Годы жизни этих лам неизвестны, кроме как дошедших до нас преданий о Цэцэн Сагаан-ламе, как о ламе, построившем первый деревянный дацан в восточном Забайкалье. Самым ярким шэрэтуем среди них был Долгин гэгээн. Шэрэтуй Гатабай гэлэн сочинил «сан соншод ном» Булагтуйского «Баин Мункэ обоо». Участвовали в этом сочинении чогзот чэнрабы (заместители шэрэтуя) Тудэп и Дондуп. 1820 году лама Лобсан Гендун, учитель тибетского письма, взял в ученики Лубсан Чойбсана, основателя филосовской школы буддизма в России. В 1822 году служил унзад ламой Данзан, который учился вместе Дандаровым Лубсан hундэб (1780-1859 гг.), первым шэрээтэ-ламой Цугольского дацана в цонгольском Хилгантуйском дацане. Они встречались много раз, например, в местности Наран-Булаг в Гунэе «Галай Тэнгэриин ордондо шутэг-
лэсэн газар». Наран Булагые галай тэнгэриин буудалтай гэжэ Дандарай ламахай хэлэсэн байха юм (из книги Суугэлэй дасан). Неоходимо отметить, что Гунэйский и Цугольский дацаны имели давние тесные связи. При рамнай Цугольского дацана использовали буддийские книги Гунэйского дацана. Об этом рассказывал Арлаа-лама в 1998 г. на открытии нового здания дацана. В 1842 г. соржо-лама Лубсандагба из Гунэя был в экзаменационной  комиссии и принимал знания у
Г.Дылгырова на звание «гэлэн». В результате он оставил имя Лубсан Жимба и становится Галсан Жимба.
В Агинском архиве имеется список лам Гунэйского (Гуновского) дацана, где указаны фамилии и имена, возраст, звания по образованию (гыбши, габжи, hаарамба, дооромбо), по степени монашества (рабжан, гэбгы, гэлуун), занимаемой должности, национальности, прежнему социальному положению, адресу, откуда уроженец. Составлен 15 марта 1924 г. В этом списке указаны имена 52 лам, из них по образованию дооромбо - один чел. hаарамба-нет, габжи - двое, гыбши - девять чел., по степени монашества большинство лам имели степень рабжан и гэлуун.
Из статьи Ц.Даширабданова к 200-летнему юбилею: «С начала установления советской власти проводились работы по сокращению количества лам в дацанах и репрессии в отношении их. По данным ГАЧО (ф.1п.д.14651.1) на январь1928 г. в Гунэйском дацане числилось 20 лам и 19 хувараков. Из них обновленцами считались пятеро, консерваторами - 17, пассивистами - 17. К первому июля 1929 г. там была ликвидирована духовная школа, где учились 15 хувараков. На первое января 1932 г. в Гунэйском дацане остались, по имеющимся отчетным данным, всего семь лам.
В связи с японской угрозой были предприняты не только меры военного характера (строительство военных городков, создание военных совхозов), но и укрепление границы, усиление борьбы с бандитизмом, угоном скота за границу и иммиграцией. Гунэйский дацан располагался в пограничной полосе. Жители окрестных сел имели родственников в Китае и Монголии. Архивные материалы УФСБ РФ Читинской области свидетельствуют о том, восьмого июля 1932г. сотрудниками органов ОГПУ по обвинению по ст.58-10,ч.2 ст.84 УК РСФСР были арестованы ламы Гунэйского дацана:
Юмов Чойнхор, 62 года, уроженец Судунтуйского сомона, Агинского аймака БМ АССР ВСК, родом из крестьян-середников, тунгус, с семи лет в Гунэйском дацане, лама-гыбши являлся унзатом, грамотный по-монгольски и по-тибетски, лекарем абаралчином. Имел в дацане дом и амбар. В 1931 г. платил подоходный налог, сборы в сумме 500 рублей.
По данным социально-экономической характеристики за подписью председателя Агинского РИКа, Юмов значился одиноким, лишенным избирательных прав со дня установления советской власти. До 1917 г. имел КРС - пять голов, одну лошадь, овец и коз - семь голов, 1918-1923 годах: КРС - две гол., одну лошадь, три овцы. На момент ареста скота не было, кроме двухгодовалой лошади и пяти пудов тибетских лекарств. Ранее он скот держал у Мани Аюшиева.
Лекарем тибетской медицины практиковал с 1900 г., в день к нему в среднем приходили с различными просьбами десять человек. Годовой доход представителями налогового органа просчитан в размере 1000 руб. Уплатил сельхозналог в 1928-1929 годах - 300 руб. 1929-1930 годах - 350 руб. 1930-1931 годах - 250 руб. 1931 году - 380 руб. Решением заседания Тройки при ПП ОГПУ ВСК (протокол №48 от 1.10.1932г.) Юмов выслан в Нарымский край сроком на три года, считая с момента ареста.
Самбу Гырелтуев, 61 год, уроженец Судунтуйского сомона, бурят-монгол, грамотный по-тибетски, лама-гыбши, тарнишан, имел дом с надворными постройками, две лошади. В 1915-1916 годах жил в Монголии, арестован 08.07.1932г. Платил налог в 250 руб. Осужден к высылке в Нарымский край на три года.
Сультим-Жамсо Дугаров, уроженец Судунтуйского сомона, 57 лет бурят, грамотный по-монгольски и по-тибетски, холост, лама-гыбши. Имел один амбар. В армии не служил, не судим. В 1917-1927 годах находился в Монголии. Арестован 8.07.1932 г.
Осужден к высылке на три года в Нарымский край.
Намжил Мижитов, уроженец Судунтуйского сомона, 40 лет, бурят, холост, грамотный по-монгольски и по-тибетски, в армии не служил, не судим. Арестован 12.07.1932 г. Осужден к высылке на три года ИТЛ, считая срок с четвертого июля 1932 г. (Всего их было восемь человек - Ц.Д.)
Из списка шэрэтуев очевидно, что Цэцэн Сагаан-лама не являлся первым шэрэтуем Гунэйского дацана, видимо, дацан считался официальным учреждением в государстве, когда он размещался в деревянном здании. До этого дацаны размещались в войлочных юртах, и в них были шэрэтуи. Возможно, Гунэйский дацан  был основан не в 1802 году, а еще раньше, потому, что до Цэцэн Сагаан-ламы были и работали двое шэрэтуев в дацане.

В.Семенов, с.Гунэй.

Гунэйн дасанай шэрээтэнyyд:
1. Гатабай,  гэлэн
2. Пунсэгэй
3. Сэсэн цагаан... 1801 г... «перерожденец бурхана»
4. Тарбын
5. Жалсанай Лубсаншоймпол (1842-1860 гг.) «нюуса багша»
6. Наhанай
7. Субадиин Насан (1872 – апр. 1881 гг.) «гэгээн шэрээтэ»
8. Юмэй, Юмдоржиев уволен в июле 1890 г.
9. Дашин  Гатап (1.06.1891-20.01.1892 гг.)
10. Галшын 1905 г., учитель Долгин гэгээн
11. Цыдуп Гонгор (…-19.07.1911 гг.)
12. Хулэриин, Хулыров Будажа (1911-20.10.1916 гг.)
13. Цыбэгэй Содном, габжа, 1860 г.р. - (1916-1924 гг.)
14. Сундалайн Ешинима – «Долгин гэгээн» (1924-1932 гг.)

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES