О героях Первой мировой войны
В исторической памяти современной России незаслуженно малое место занимают героические страницы Первой мировой войны, со дня окончания которой 11 ноября 2018 г. исполнилось 100 лет. Эта война, продолжавшаяся более четырех лет, по своим людским потерям и политическим последствиям не имела себе равных в предшествующей истории. В годы Первой мировой войны солдатами и офицерами Русской армии было совершено множество ратных подвигов, только Георгиевским крестом за «неустрашимую храбрость» было удостоено 1,5 млн. человек, около 33 тыс. воинов стали полными кавалерами Георгиевских крестов всех четырех степеней.
Сегодня в память столетия со дня окончания Первой мировой войны, воздавая должное забытым героям, мы вспоминаем забайкальцев, удостоенных знаком отличия военного ордена Георгиевским крестом, имена наших земляков, защищавших интересы России в войнах до 1914 года, а также в годы Первой мировой войны. Каким он был солдат-забайкалец той далекой войны? Они запомнились как люди «небольшого роста, с загорелыми лицами, в пропотевших рубахах и в простых ичигах вместо сапог...». По воспоминаниям генерал-майора Н. Орлова, «забайкальский казак невзрачен на вид, но вынослив, превосходно ходит, ездит, довольствуясь немногим, самолюбив». Н.Н. Смирнов, освещая события русско-японской войны, очень точно охарактеризовал вклад забайкальцев в той войне. «Много подвигов совершили донские, терские, сибирские, уральские, амурские и уссурийские казаки. Но, пожалуй, особенно тяжелая доля выпала забайкальским казакам». В виду географической близости Маньчжурии, пока подтягивались войска из центральной части России, забайкальцы первыми вступили в театр военных действий. Они «первыми были брошены в бой, благодаря тому, что они были выносливее и неприхотливее других, вся тяжесть сторожевой службы и разведки ложилась на них.… Они больше всех участвовали в боях в качестве пехоты, и они больше всех понесли потери в этой войне. Они больше, чем кто-либо, заслуживали слова благодарности и почестей».
По возвращении с фронта солдаты «забытых» войн оказались в сложной ситуации. Уходя воевать за «Веру, Царя и Отечество», они возвратились уже в Советскую Россию с иными ценностями и идеалами. Многие ветераны Первой мировой войны и члены их семей подверглись политическим репрессиям.
Среди доблестных воинов, выдержавших натиск японцев под Мукденом, значится наш земляк, стрелок 22 Восточно-Сибирского полка Семен Михайлович Тюрин, предположительно 1878 года рождения. Сегодня известно, что уроженец села Северный Аргалей был награжден серебряной медалью «За поход в Китай» (1900-1901гг.), в феврале 1905 г. - знаком отличия военного ордена солдатским Георгиевским крестом четвертой степени (№ 139566) – «За храбрость и мужество в делах против японцев». Как указано в документах, наградой он был удостоен «за выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения, против неприятеля в бою оказанные».
Семен Тюрин был награжден медалью «В память русско-японской войны» 1904-1905 гг., а также медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых». Известно, что у Семена Тюрина была большая семья, на момент записей значится четверо его сыновей Лаврентий и Фрол (1900 г.р.), Иннокентий (1906г.р.), Терентий (1908г.р.) В последние годы своей жизни он жил в семье своей дочери Степаниды Семеновны Сукачевой. Умер Семен Тюрин в 50-е годы в п.Агинское. В последние годы своей жизни он уже почти не ходил, - вспоминает его внучка Нина Фроловна Филиппова.
Георгиевским крестом и другими боевыми наградами были удостоены и доблестные казаки-буряты. Известно, что второй Верхнеудинский полк был укомплектован казаками Забайкальского казачьего войска, а это значит, что 60-70 проц. полка составляли бурятские казаки. В Первую мировую войну бурятские казачьи сотни, входящие в Верхнеудинские полки первой Забайкальской казачьей дивизии, участвовали в боевых действиях русской армии в Польше и Галиции. Летом 1916 года бурятские казаки участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве. «Перед ними не устояла лучшая в мире венгерская конница», - писал о казаках этого полка генерал-майор И.Ф. Шильников, командир бригады первой Забайкальской казачьей дивизии, автор книги «Первая Забайкальская казачья дивизия в Великой европейской войне 1914-1918 годов».
Георгиевским крестом был награжден ононский хамниган Созон Тынжиев (Цыренжавэ Зана). Подвиг казака второго Читинского полка описан в журнале «Заря» от 24 января 1916 года. Вот что было написано о нем в журнале, издававшемся в годы Первой мировой войны: «Молодое сравнительно забайкальское казачество с честью оспаривает у лихих донцов первенство в делах воинской доблести. В забайкальских полках за время нынешней войны появилась не одна сотня Георгиевских кавалеров, честно заслуживших в боях свой почетный крест». Далее, в журнале 1916г. описывается противостояние забайкальца против пятнадцати противников. «Разъезд казачьего полка был окружен. В то время как окруженный разъезд бился с курдами, казаки Созон Тынжиев и Петр Логинов отстали позади, так как их лошади от усталости отказались дальше идти. Отставшие были замечены курдами. В неравной схватке Логинов сразу же был убит, и Созон Тынжиев остался один против пятнадцати, не истомленных ни долгим походом, ни боем врагов. Видя безвыходность своего положения, Тынжиев залег за придорожный камень, решив как можно дороже продать свою жизнь. Каждый башибузук, осмеливавшийся приблизиться к казаку, с изумительной точностью получал в лоб очередную пулю. Убив одиннадцать противников, С.Тынжиев подпустил двенадцатого вплотную к себе, и, внезапно набросившись на него, заколол шашкой, отобрал у убитого коня, захватил по пути другого коня и ускакал к разъезду, где также заканчивали дело. Остальные курды благоразумно пустились наутек, не решившись продолжать этот «неравный» бой».
Нам удалось связаться с внучкой отважного Георгиевского кавалера С.Тынжиева Алтанцаг Агвааннамжил в Монголии и узнать о его дальнейшей судьбе. В годы революционных событий С. Тынжиев был вынужден, как и многие другие участники той войны, искать прибежище в Монголии. Всю свою дальнейшую жизнь он так и прожил на берегу родного Онона, только на ее монгольской стороне… Его внучка, инженер-метролог из г. Эрдэнэт пишет: «Мой дедушка, отец мамы, жил со своей семьей в сомоне Дадал Хэнтэйского аймака. Он занимался выделкой шкур животных, иногда, когда приезжали русские, его приглашали как переводчика. Во время массовых репрессий бурят в Монголии дед уничтожил все свои награды и долгое время прятался в лесу. В эти тяжелые годы дедушке помог его друг, который был тогда одним из руководителей сомона. Он отправил деда на запад страны, в Ховд, где он, прячась от ареста, жил некоторое время один. Мой дед умер 1965 году в возрасте 73 лет. Он был очень щедрым человеком. Эта черта его характера приносила много огорчений бабушке, поскольку он не умел отказывать людям в просьбе. Он мог отдать другим последнюю, необходимую в семье вещь. Когда создавался в Дадале колхоз, он отдал свой дом под контору. Конечно, после постройки конторы в сомоне, ему обратно вернули дом, но он из него срубил на берегу реки баню, и все люди приходили к нам мыться. Помню, у него всегда стоял на печке чайник с очень крепким горячим чаем и нам, детям, он казался очень невкусным. Наверное, эта привычка появилась у него за годы службы в русской армии»…
Судьба другого Георгиевского кавалера, потомки которого живут в п. Агинское, менее известна читателю. Это имя Сокто Пулуевича Болотова, 1873 г.р., уроженца поселения Куухабевский Дурулгуевской станицы, служившего в Первом Читинском казачьем полку, известном своей славной боевой биографией. Полк участвовал в подавлении Боксёрского восстания в Китае, в русско-японской войне. Во время Первой мировой войны полк находился на Кавказском фронте. В разное время здесь служили генерал-майор Белого движения С. М. Топорков, войсковой атаман Забайкальского казачьего войска генерал-лейтенант Г. М. Семенов, генерал-лейтенант Белого движения, знаменитый кавалерийский военачальник времён Гражданской войны К.К. Мамонтов и др.
Сокто Пулуевич – участник войн с Китаем, Японией и Германией. В 1916 году он был удостоен Георгиевским крестом четвертой степени «За выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения, против неприятеля в бою оказанные», медалями «В память русско-японской войны» 1904-1905 гг., «В память 300-летия царствования дома Романовых». Из документов мы узнаем, что полк, в котором служил Сокто Пулуевич Болотов, в 1916 году в бою на реке Стоход подвергся отравлению удушливыми газами. «В страшных мучениях умирали казаки, лица у всех были бледно-зелёные, многие корчились в страшных судорогах» - писал Н.Ф. Шильников. Героизму и мужеству забайкальских казаков в том бою не было равных. Сокто Пулуевич после лечения в госпитале, будучи признанным негодным к военной службе, вернулся на родину. Известно, что в советское время он работал в колхозе. Труженик тыла Великой Отечественной войны.
В детстве я любил спать в его субаа (накидка, казачья бурка), - рассказывает его внучатый племянник Николай Раднаев, 1938 г.р. Из неспешного рассказа Николая Борисовича мы узнаем, что Сокто Пулуевич из рода барга шарайд, уходящий корнями во Внутреннюю Монголию. По рассказам бабушки, после войны он долго лежал в Тыргетуе в казачьем госпитале. После демобилизации жил на Ононе. Сокто Пулуевич был рослым человеком. По характеру - молчаливым. Про войну он никогда не рассказывал. Да и времена были такие, что об этом не говорили. Был знатным дарханом. Умел выделывать из кожи животных амуницию для лошади. К нему постоянно приезжали за сырмяжными веревками его тала из Кобухая, его друзья, старые казаки Фалилеев, Мыльников, Бутин… Он меня очень баловал, - вспоминает Николай Борисович.
Когда я был в трехлетнем возрасте, абга научил меня ездить на коне. В шесть лет он подарил мне седло, сбрую. Все было сделано своими руками. Помню, бабушка иногда доставала из своего сундука награды дедушки, завернутые в шелковый хадак. Помню, это были два креста и медали. Бабушка Гургэм бережно хранила саблю деда. Сабля тогда была выше меня. Дед умер в 1949 году.
Столетняя годовщина со дня окончания Первой мировой войны заставляет нас вновь обратиться к нашей исторической памяти и ответить на вопросы: что мы знаем о прошлом своих предков и как мы интерпретируем исторические события.
Д.Сундуева,
доктор культурологии,
Чита (ЗабГУ).
Фото предоставлены
автором.