О девятом роде агинских бурят
Нам известно, что за агинскими бурятами издавна закрепилось название Агын найман эсэгэ (восемь агинских родов). Интересно узнать историю происхождения этих родов.
Летописи нам повествуют, что при разделении Хоринского ведомства на Хойто-Хори и Урда-Хори в 1750 году в южной Хори, то есть в Агинской степи, проживали представители всего семи исконно хоринских родов из 11. Позже, при правлении тайши Дамбадугара Иринцеева, хоринцы в 1801 году под давлением имперских властей вынуждены были уступить благоприятные для земледелия земли в количестве 15000 десятин по долинам рек Ингода, Тура, Читинка для переселения безземельных крестьян с Кавказа и 15000 отставных солдат. И местные буряты вынуждены были перекочевать в другие районы компактного проживания сородичей по рекам Ага, Онон, Еравнинским озерам и другим местам. И в агинской степи, дополнительно к другим, оказались еще представители родов хальбин и худай, и, в итоге, стало девять родов, которым в 1842 году при Николае I, как отмечают в летописи, по просьбе народа и местной власти, были вручены почетные родовые знамена.
Но, как следует из истории, при образовании самостоятельного ведомства Агинской степной Думы в 1839 году, первоначально были образованы шесть административных управ и 37 родовых управлений. Если перечислить, то это Цугольская, Бырка-Цугольская, Усть-Могойтуйская, Челутайская, Хялинская и Тутхалтуйская управы, в дополнение к которым в 1846 году учредили еще самостоятельные Тургинскую и чуть позже Барун-Хуасайскую управы. И в итоге стало восемь административных управ, или как называли буряты в то время - Агын найман эсэгэ. Отдельно от них было выделено Агинское сельское общество оседлых (крещеных) инородцев, которые пожелали выделиться в самостоятельную управу, но получили от начальства отказ. Таким образом, получается, что административные управы образовались территориально, а не по родовому принципу как в Хоринской степной Думе. То есть, в состав одной административной управы входили представители разных родовых групп. Из вышесказанного вытекает, что в дополнение к восьми родовым знаменам, установленным в разных местах в округе, желательно было бы поставить еще родовое сэргэ (коновязь), ураан (боевой клич-пароль) и знамя забытых худайцев.
Почему так вышло, и до сих пор мы не слышим возмущенных голосов представителей самого рода худай? По переписи 1897 года в Агинской степной Думе насчитывалось всего 95 душ представителей этого рода, получается самого немногочисленного в ведомстве, но, тем не менее, имеющих свое родовое знамя. И в наше время неизвестно, сколько людей представляет этот преданный забвению род в степях Забайкалья? По всей вероятности они когда-то, во времена проживания племенного союза Хори-Туматов вокруг Байкала, населяли долину одноименной речки Куда (Худай), которая протекает вблизи Усть-Орды и впадает около Иркутска в Ангару. У восьми административных управ не было своих знамен, а врученные царем девять почетных родовых знамен хранились в здании конторы степной Думы. И если до наших времен они не дошли, значит, были уничтожены в огне революций и Гражданской войны. Для наших предков они являлись святыней и так просто исчезнуть не могли.
В первый и, вероятно, последний раз эти девять знамен запечатлены на совместном фотоснимке элиты Агинской Думы вместе с цесаревичем Николаем II, в знак великой милости и благосклонности, сделанном на встрече высокого гостя, на почтовой станции Турино-Поворотное в 1892 году. Может быть, после этой статьи откликнутся представители этого рода и заявят о себе?
Б.Базаров, с.Челутай.