Новый облик образованию
Педагоги размышляли о стандартах
Как сообщалось, пленарное заседание августовского педсовета Агинского района прошло в необычной форме публичных дебатов. Образование сегодня развивается и предстоит создавать совершенно новый его облик в условиях рыночных отношений.
Предлагаем вам заметки нашего корреспондента.
БРАТЬ ПРИМЕР С «НОМИН»
В Агинском районе 14 детсадов. Проблема устройства детей в дошкольные учреждения в сельских поселениях района в основном решена, только в Амитхаше есть очередь из детей в возрасте от трех до семи лет. Надеемся, что проблемы со строительством нового детсада в этом селе решатся.
Внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования требует перестройки в содержании и форме работы с детьми, родителями и, соответственно, меняется статус педагога, требования к уровню его профессионализма. Но даже в одном из лучших дошкольных учреждений - Центре развития ребенка – детсаде «Аленушка» из Новоорловска, где в пилотном режиме внедряют стандарты, - говорят о неготовности воспитателей, отсутствии примерных образовательных программ, соответствующих требованиям ФГОСа. О проведенной инвентаризации оборудования детских уголков на соответствие новым требованиям говорят в «Булаке» (Амитхаша).
Сегодня ставится задача информатизации дошкольного образования. Но возникают проблемы из-за недостаточного количества компьютеров, отсутствия Интернета во многих учреждениях и финансирования на оплату Интернет-услуг. Тут есть чем поделиться детсаду «Номин» из Амитхаши, где все воспитатели освоили компьютер, причем обучались не только в Агинском, но и в Чите, могут выходить посредством скайпа на своего научного руководителя из Улан-Удэ. Здесь одними из первых среди детсадов округа открыли свой сайт, разработали пилотный проект по созданию сетевого образовательного округа, ставший победителем всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» в рамках Российского образовательного форума. «Номин» стал в этом году региональной базовой опорной площадкой по реализации модели государственно-общественного управления образования.
Пилотной площадкой Института проблем образовательной политики «Эврика» стал Новоорловский центр развития ребенка – детсад «Аленушка», победитель Всероссийского конкурса инициатив в области дошкольного образования в номинации «Инновационная деятельность». «Аленушка» признана на третьем Забайкальском образовательном форуме «Детским садом будущего».
Есть чем поделиться сахюртинскому детсаду «Чебурашка» - лауреату конкурса в номинации «Инновации в содержании, формах, методах и средствах дошкольного образования», обладателю серебряной медали и диплома первой степени всероссийских конкурсов «Мир молодости» и «Родители - союзники в воспитании», а также южно-аргалейскому «Родничку» - лауреату второй степени всероссийского заочного конкурса изобразительного искусства «Ангел вдохновения».
Сегодня только 39 педагогов, или 38 процентов, имеют специальное дошкольное образование, и обращено особое внимание на необходимость повышения квалификации, переподготовки кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
ИТОГИ ЕГЭ НЕ РАДУЮТ
На муниципальном этапе предметных олимпиад отличились учащиеся Урда-Агинской, Новоорловской, Судунтуйской, Орловской, Цокто-Хангильской СОШ. По количеству победителей и призеров на региональном этапе Агинский район входит в пятерку лучших в крае. Но что касается ЕГЭ, то результаты неутешительны - Агинский район на 21-м месте в крае (в прошлом году – седьмое место). Отличились выпускники Урда-Агинской СОШ, они лучшие в районе по физике, химии, информатике, английскому языку и на втором месте по русскому языку - 62,5 балла. Орловчане чуть опередили их по русскому языку - 62,6 балла, отличились по обществознанию - 59,5. По математике лучшие показатели у Цокто-Хангильской СОШ - 46,46 балла и Кункурской СОШ - 46,29; по биологии 60 баллов у Новоорловской СОШ. По истории самый высокий результат в Южно-Аргалейской СОШ - 79 баллов.
Из девяти выборочных предметов по пяти есть непрошедшие порог (физика – два ученика, биология, английский язык – один, история – пять, обществознание – двенадцать). По девяти предметам, за исключением географии и литературы, снижен средний балл по сравнению с прошлым годом от двух до 34 баллов. Из 125 выпускников четверо не получили аттестаты из-за неудовлетворительных результатов по математике. Средний балл по району - 37,49.
Поэтому на августовском совещании отмечена главой района Жаргалом Жаповым необходимость повышения качества преподавания, усиления работы с родителями, грантовой поддержки творчески работающих учителей не только главой района, но и известными выпускниками, учеными, учителями и меценатами. Повышению эффективности труда педагогов послужат введение «эффективного контракта» в систему оплаты труда и новых профессиональных стандартов, выполнение всех требований введения новых образовательных стандартов.
Также отмечено, что министерством образования Забайкальского края ставится вопрос об оптимизации сети образовательных организаций. В Агинском районе в восьми из 15 школ обучаются до ста детей, в трех школах - от 100 до 130, менее 200 детей – в одной школе. Поэтому актуальны создание сетевых форм взаимодействия, интеграция ресурсов организаций дошкольного, общего и дополнительного образования. Но остро стоит вопрос обеспечения Интернетом, причем высокоскоростным. Глава призвал брать пример с Хойто-Аги, где используется ресурс через технологию Ваймакс сети оператора Мегафон. Он намного дешевле, по его словам, чем спутниковый.
ЛУЧШАЯ ШКОЛА РАЙОНА ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ НЕЗАВИСИМУЮ АССОЦИАЦИЮ ЭКСПЕРТОВ
Урда-Агинская школа по итогам ЕГЭ занимает лидирующие позиции в районе по пяти предметам. Качество образования в этой школе признано общественностью, и наглядное свидетельство этому - в прошлом учебном году здесь обучались двадцать учащихся из других сел района, Читы, Забайкальска, которых родители привозят по рекомендациям родственников, знакомых, узнают о школе из СМИ. В новом учебном году здесь уже более 30 иногородних учеников, в том числе трое из Улан-Удэ. А увеличение контингента обучающихся сегодня означает увеличение зарплаты, сохранение штатов и пришкольного интерната. По мнению директора школы Соелмы Мункуевой, значительную роль в формировании общественного мнения сыграла открытость школы, возросшая с утверждением ее три года назад статуса краевой стажировочной площадки.
- Ведь открываемся не только для педагогов из других школ, но и для родителей, которые присутствуют на наших мероприятиях. Происходит осознание всем сообществом села достижений школы. К тому же идет постоянный обмен опытом участников стажировочной площадки, взаимное обогащение, - говорит Соелма Балдандугаровна.
В этом году три школы района -Урда-Агинская, Судунтуйская, Цокто-Хангильская - получили статус базовых опорных площадок по реализации второго этапа федеральной целевой программы развития образования по направлению «Государственно-общественное управление образованием». Ставится цель «взрастить» на этих площадках активную позицию родительской общественности, членов управляющих, наблюдательных и попечительских советов школ. Урдо-Агинская СОШ в числе немногих школ края заявила в конце прошлого учебного года о готовности пройти независимую оценку качества образования Института проблем образовательной политики «Эврика». Что касается общественной оценки, то в роли экспертов выступают ученики и родители, и в этом году в школе решили разработать для них критерии оценки труда учителя. Здесь считают, что экспертов нужно обучать, и предлагают создать независимую ассоциацию экспертов.
Предложение поддержала директор Агинского педколледжа Римма Махабадарова: «Мы перешли на эффективный контракт, стимулирующий качественную работу педагогов, рейтинговую оценку преподавателей. Для меня, как руководителя, было интересно, что сложившаяся в нашем коллективе оценка не совпала с мнением привлеченных людей, у каждого из которых свое видение. В результате сложился совсем другой рейтинг, и на свои результаты смотрим немного по-другому. Теперь понимаем, что каждый преподаватель должен вести определенную маркетинговую работу, все сотрудники, родители должны знать о достижениях педагогов. Мы должны быть открыты для общества».
65 ПРОЦЕНТОВ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧАЕТСЯ ПО ФГОСу
По федеральным государственным стандартам занимались в прошлом году 60 процентов школьников. В школьных библиотеках полностью обновлены учебники по ФГОСу для 1-4 и 5-6 классов, по заявкам обеспечат в этом году учебниками семиклассников. Проблемой остается обеспечение новыми учебниками бурятского языка и литературы, учебными пособиями для предшкольной подготовки. Как отмечает председатель комитета по образованию Агинского района Вера Жамбалова, «идет работа по внедрению нелинейного расписания, особенно продвинулись в этом Амитхашинская, Судунтуйская, Челутайская школы. Интенсивно работают по привлечению ресурсов дополнительного образования в организации внеурочной деятельности Новоорловская и Орловская СОШ в тесном сотрудничестве с Новоорловским Домом детского творчества, ДШИ и сельским Домом культуры. Дети Челутайской СОШ обучаются в двух филиалах ДЮСШ - вольной борьбы и конноспортивной школы».
Внедрение новых образовательных стандартов объявлено приоритетным в новом учебном году. С сентября обучаются по ФГОСу 65 процентов школьников Агинского района. Учащиеся 1-4 классов обучаются в штатном режиме, 5-7 классы продолжают обучение по ФГОСу, вводимого «по мере готовности». С будущего учебного года в округе запланирован экспериментальный переход на ФГОС старшей школы. Массовый переход на него планируется к 2020 году.
Людмила ОЧИРОВА.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.