Новый облик автотрассы
В окружном центре идет ремонт автотрассы «Чита – Забайкальск»
На одном из традиционных отраслевых совещаний у руководителя Администрации округа Б.С.Доржиева Управлением дорог «Забайкалье» было озвучено, что в этом году на участке федеральной дороги А-166 «Чита – Забайкальск» со 155 по 170 км будет осуществлен ремонт дорожного полотна. Исполнителем подряда после торгов выступило ООО «Дорстройсервис», известное по ремонту, содержанию, реконструкции многих дорог в Бурятии, Забайкальском крае.
В начале мая дорожно-строительная организация ООО «Дорстройсервис», ее агинский участок ДСУ «Агинское» приступило к ремонтным работам в черте окружного центра и на выезде в сторону Читы. Ремонт будет произведен со 170 по 155 км федеральной трассы «Чита – Забайкальск», образно говоря, от корпусов бывшего ООО «Хэрэм» до памятника 33-х партизан – всего 15 км дороги. Заказчик – Упрдор «Забайкалье». По словам заместителя директора по ремонту и строительству автодорог ООО «Дорстройсервис» Германа Батомункуева, сметная стоимость строительно-монтажных работ составляет 252 млн. 238 тыс. 410 рублей, и срок завершения ремонта, сдачи полотна – шестое декабря текущего года. Кроме того, компания занимается реконструкцией дороги к источнику Алханай, ремонтом в районе Шерловой Горы, Борзи и т.д.
ООО «Дорстройсервис» в последние годы заявило о себе как о крупнейшей дорожно-строительной организации в регионах Бурятии, Забайкальского края. В прошлом году ими был реконструирован участок дороги «Чита – Забайкальск» от аргалейского хребта и до кафе «Кедр» – более 20 километров. ООО «Дорстройсервис» и ООО «Труд», работающее на дороге «Могойтуй – Первомайский», - наиболее крупные игроки в дорожной отрасли территории.
В районе памятника «Бальжин хатан» мы встретились с начальником участка ДСУ «Агинское» ООО «Дорстройсервис» инженером, выпускником Хабаровского политеха, «старым знакомым» по другим дорожным объектам Элбэгом Дугаровым, одним из опытных руководителей среднего звена организации. На нем главная ответственность исполнения контракта, поэтому он краток и лаконичен – летний день год кормит.
Наш разговор то и дело прерывает его мобильник – звонили мастера по тем или иным вопросам, озвучивали проблемы, требующие безотлагательного решения.
- На участке от 155 по 170 км – от «Трех коней» в черте поселка и далее - трудятся порядка ста человек, это геодезисты, мастера, грейдеристы, бульдозеристы, водители самосвалов, - рассказывает он. – Работает асфальтово-бетонный завод, ДСЛ – дробильно-сортировочная линия, карьер для добычи камня.
Ремонт дороги – это двухслойное покрытие полотна автотрассы: первый – шестисантиметровый слой, второй – ШМА (щебеночно-мастичный асфальт) составляет пять сантиметров, итого толщина нового дорожного полотна составляет 11 сантиметров. Первоначально фреза – дорожный комбайн - срезает неровности, старый асфальт перерабатывается и вносится в полотно дороги. На дорожные работы привлечены экскаваторы «Hundai», два автогрейдера «Cir-215», по два грунтовых и асфальтовых катка, асфальтоукладчик, девять 25-тонных «Шакманов» и «Хово», погрузчики, бульдозеры «Шантуй» и «Zoomilion» с клыками, другая техника. Круглосуточно дробит породу дробильно-сортировочная линия (ДСЛ), работает АБЗ. На территории СП «Цокто-Хангил» открыт карьер для добычи щебеночно-песчаной смеси (после завершения карьер будет рекультивирован).
На дороге не первый год трудятся инженер-геодезист Болот Сультимов, мастер Дарижаб Жалсанов, машинист асфальтоукладчика Баир Номогонов, операторы Дарма Дамдинов, Александр Бальжинимаев. За рулем катков - опытные Иван Киреев и Борис Галиулин, стаж которого более 35 лет, автогрейдерами управляют «спецы» Виктор Корнилаев (кстати, отец десятерых детей), Виктор Черников.
… Большегрузные «Хово» то и дело завозят горячий, черный и жирный асфальт, за рулем одного из самосвалов - Владимир Черников, не отстают от него братья Сергей и Николай Чистохины на «Шакманах». Проворно, дружно работают дорожные рабочие Баир Цыденов, Цыденжап Дашиев, Нима-Самбу Цыренов. В числе добросовестных специалистов работники АБЗ Евгений Шамонин, Тигран Григорян, Сокто Цыденов, дробильщики ДСЛ Бато Балдоржиев, Батор Дармаев. В сезон строительства хватает хлопот у механика Павла Левченко, техника ломается, выходит из строя и отремонтировать ее надо в короткие сроки.
- Работаем по новому стандарту, поэтому производим и применяем щебенку фракции 0,4-4,8 мм, 4-8, 8-16, 12-16 мм, битум завозится на спецтранспорте ООО «Радуга» из г.Ангарск, - продолжает Э.А.Дугаров. – Задержек с поставками нет. По его словам, сейчас организации требуются опытные грейдеристы, водители самосвалов, бульдозеристы, экскаваторщики, мастера, дорожные рабочие. – Зарплата достойная, выплачивается вовремя, - приглашает на работу специалистов начальник участка. Для иногородних вахтовиков организовано трехразовое питание, местные только обедают. Повар Анна Борисова старается накормить сытно и вкусно.
- Нынешний ремонт автодороги в черте поселка проводится с учетом объездной дороги и на будущее такого ремонта не будет, - утверждает Э.А.Дугаров. - После смены статуса федеральной на местную дорогу, на ее содержание выделяются несравнимо меньшие деньги. Пример тому - дорога через курорт Дарасун: статус сменился – ремонта нет, лишь ямочные «заплаты».
Также надо пояснить, что многомиллионные средства выделяются на ремонт именно адресных участков федеральных дорог, а местные дороги и улицы – это уже прерогатива муниципальной власти, в бюджетах которых средств нет, тем более, что с этого года сократились средства дорожного фонда, акцизы теперь уходят в федеральный центр.
Еще одна новинка – участок ремонтируемой дороги от «Трех коней» и до заправки БРК в п.Агинское будет иметь тротуары с перильным ограждением, дорога станет удобнее, безопаснее, краше, что придаст новый облик окружному центру. Запланировано благоустройство съездов от трассы к жилым домам и улицам вдоль трассы.
Начальник участка Э.А.Дугаров попросил жителей поселка, автовладельцев, пешеходов с пониманием отнестись к временным неудобствам и уважением к труду дорожников, которые прилагают все усилия, чтобы выполнить ремонт в запланированные сроки и с высоким качеством.
На окраине окружного центра, в промышленной зоне круглосуточно молотит, измельчает камень дробильно-сортировочная линия ДСУ «Агинское». Горы камня, щебенки различных фракций высятся вокруг. И все это «громадье» уйдет в полотно дороги. Начальником производственного участка назначен и работает выпускник стройфака ВСГТУ г.Улан-Удэ Золто Раднаев, родом из Баргузина, имеющий опыт реконструкции дорог в Республике Бурятия. – В данное время готовим отсев (щебенку) 5-10, 10-20, 20-40 мм, - рассказывает молодой инженер. – Стараемся соблюдать график поставки щебня.
Гудят моторы, двигатели, грохот дробильного комплекса звенит в ушах. Мощный погрузчик вгрызается в щебень и через минуту кузов большегруза наполняется измельченной каменной массой, машина ревет и мчится к трассе, движется настоящий производственный контейнер. Дорога поглощает огромные объемы щебенки, асфальта, грунта, трудятся десятки людей, модернизирующих транспортную инфраструктуру.
Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.