«Небесный» кузнец
Мастера кузнечного дела почитались во все времена, и практически в каждой народности мира они наделялись высшими силами, считались шаманами, колдунами и даже служителями дьявола. У бурятского народа ремесленники исстари пользовались огромным уважением и назывались дарханами, ведь, согласно поверьям, первым кузнецом был небожитель - небесный дархан Божинтой-үбгэн, каждый из девяти его сыновей был эжином - покровителем какого-либо кузнечного инструмента, которые были посланы на землю своим отцом, чтобы обучить ремесленному искусству бурят. Известно, что кузнечное дело включает в себя множество направлений, резьба по дереву – одно из них.
Мастер по дереву Александр Шагдурович Шагдуров (на снимке) – лауреат многих конкурсов по прикладному искусству международного фестиваля «Алтаргана». Живет и работает в п.Могойтуй, создает буддийские предметы интерьера, бурятскую национальную мебель, утварь.
Начало
Александр Шагдуров родом из большого села Санага Закаменского района Республики Бурятия. Живописное селение, расположенное на левом берегу реки Цакир, на границе с Монголией славится своим традиционным укладом жизни. С младых лет Александр Шагдурович увлекался резьбой по дереву, потому как в семье у них была такая традиция: мужчины строят дома и жилища всем родственникам, которые создавали свои семьи.
После службы в рядах Советской Армии Александр серьезно начал заниматься строительством, вместе с бригадой на малой родине мастер возвел немало частных домов. В 1977 году, по приездув Агинский Бурятский округ, Александр Шагдурович начал трудовую деятельность в Могойтуйской строительной организации, где также продолжил заниматься постройкой домов, социальных, сельскохозяйственных объектов. Окончив Читинский строительный техникум (Александр имеет пятый разряд плотника и шестой – столяра), он прошел путь от строителя до бригадира. Вместе с бригадой мастер «приложил руки» к возведению таких объектов в Могойтуе, как здание Дома культуры, СПТУ, кинотеатр (ныне Могойтуйская средняя школа №2), РСУ (которого нет сейчас), Могойтуйской районной больницы, а также одноэтажных и двухэтажных жилых домов. Окна, рамы, двери, словом, все столярные работы возведенных в советское время детских садов, школ, больниц, Домов культуры в селах Боржигантай, Хара-Шибирь, Цаган-Оль выполнены мастером и его бригадой. А уж сколько построено кошар по району - несчетное количество.
Посвящение
В 1991 году Александр Шагдурович из-за астмы приостановил свою строительную деятельность. В это же время ламы из Цугола посоветовали ему посетить их дацан. Это было время, когда в старейшем буддийском монастыре Забайкалья начались восстановительные работы, в которых приняло участие много людей из всего округа. Как потом поведали ламы, его они привлекли в дацан не просто так - выбрали сахюусаны, и после обряда посвящения Александр Шагдурович стал дарханом. Согласно буддийским книгам, священнослужители нарекли его бурятским именем Гомбожап. Для мастера все это стало полной неожиданностью, но, тем не менее, он принялся за работу: собрав бригаду, первым делом докончили незавершенные постройки, а затем всей внутренней утвари храма - гунгарбаа, тахилга, книжный шкаф, столы, стулья, кровать.
В течение пяти лет Александр Шагдурович жил и трудился при Цугольском дацане, здесь же, как «по мановению волшебной палочки» отступила тяжелая астма, врачи только разводили руками. Как сейчас вспоминает дархан, ни зарплат, ни нарядов за свою работу он не получал – даже мыслей о деньгах у него не возникало, священнослужители давали на хлеб, кормили - этого хватало. И, что удивительно, за все пять лет трудностей у семьи в связи с отсутствием денег тоже не возникало. А ведь дома подрастали шестеро детей.
Философия
В 1992 году после восстановления состоялся первый Майдари хурал при дацане. Это событие дархан запомнил еще и за необычную встречу с пожилой женщиной, которая, утирая слезы, поделилась, что в далеком 1932 году, когда ей было десять лет, при таком же крупном богослужении в Цугольском дацане, она услышала разговор стариков: «Скоро наш дацан закроется, это последний хурал. И только спустя 60 лет здесь снова зазвучат молитвы». Так оно и вышло, удивительно, насколько были правдивы и судьбоносны слова мудрых стариков и насколько невозможно изменить ход событий, видимо, всему свое время. Годы, проведенные в стенах храма, не прошли даром для Александра, он проникся буддийской философией, хорошо изучил историю дацана. Если раньше Александр изготавливал бытовую мебель: двери, шкафы, прихожие и так далее, то теперь только буддийскую атрибутику, которую смастерить может не каждый, ведь нужно получить посвящение. Дархан отмечает, что есть способные и талантливые мастера, которые могут создавать атрибутику, но, к сожалению, не все могут расстаться со своими пагубными привычками, такими, как употребление алкоголя, сигарет, а отказаться от них важно - нужно держать в чистоте сознание и помыслы, иначе никак. Но они все же есть - умельцы, которые держат себя в аскете, без вредных привычек, пускай их немного, но они очень талантливы и добиваются высот в своем деле.
По канонам
Для Александра Шагдуровича важно, чтобы мастера создавали бурятскую мебель строго по правилам: узоры должны быть бурятскими, а не монгольскими, китайскими или корейскими. Основной вид используемого материала - это сосна. Вырубить дерево, по буддийским заветам, подобно человеческой смерти, поэтому проводятся специальные ритуалы и обряды, священнослужителями вычисляется определенный час и день. С 2008 года вместе с отцом начала работать его дочь Дарима, которая расписывает его изделия, она по профессии художник-оформитель, каждую роспись Дарима делает без эскизов, вручную. Ни один узор не повторяет другой, они уникальны, так же, как и сами изделия, этим и отличаются работы Александра Шагдуровича. Он считает, что в таких случаях рукой художника и мастера правят сахюусаны, это не школа и не человеческие знания, это указания свыше. Как вспоминает умелец, в 1983 году, когда у них с супругой Цыбикжап Лхамажаповной подрастали трое детей, он все порывался уехать на малую родину. Но ламы сказали, что его судьба жить и творить в Аге, с тех пор Александр успокоился и перестал тосковать по малой родине. Вместе с женой (она родом из села Догой) они воспитали пятерых дочерей и сына, всем дали высшее образование, подрастают 11 внуков, ожидается пополнение.
В дар
Этой зимой мастер преподнес в дар Агинскому национальному музею им.Г.Цыбикова гунгарбаа. Чуть позже Александр передаст внутреннее убранство юрты: мебель, предметы быта. А юрту со всей мебелью, которую он изготовил для выставки на свою самую первую «Алтаргану-1999», он отдал на хранение в районный Музей истории в п.Могойтуй, так же он поступил и со своими работами, которые изготовил на «Алтаргану- 2008», а в детском саду «Туяа» п.Могойтуй есть бурятская мебель в детском варианте, изготовленная мастером.
Так, Александр Шагдурович хочет, чтобы люди и гости округа знакомились, соприкасались с бурятской культурой, понимали значения, символику национальных изделий. Еще для дархана очень важно, чтобы эти знания «не канули в Лету». Он считает, что каждый человек приходит в этот мир с определенной миссией – отдавать в дар свои работы для развития и сохранения аутентичной культуры бурят. Александр отмечает, если человек пойдет другим, не предназначенным для него свыше путем, он заболевает, либо с ним что-то происходит. Спустя время он осознал, что астма – оттуда, просто когда-то пришло время для посвящения его в дарханы.
Елена АБИДУЕВА.
Фото Саяна ДАШИЕВА.