Не предавать историю и память забвению
Трагическими страницами скорби и горя стали политические репрессии в истории нашей страны. Были уничтожены лучшие из лучших людей, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. На страницах девяти томов «Книги памяти» жертв политических репрессий Забайкалья в алфавитном порядке навечно прописаны до боли краткие, всего несколько строчек, судьбы безвинно расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы забайкальцев, родственников, жен, детей «врагов народа».
Молот политического террора, вершителей судеб людских не обошел семью нашего прадедушки Хүлэгэй Сэсэгтэ. Его сыновья Гыпыл и Цынгэ, одаренные от природы, добрые, миролюбивые, трудолюбивые и образованные по тем временам, стали жертвами политических репрессий. Страшные времена давно прошли, но глубокая рана той несправедливости осталась в памяти нашей семьи.
Спустя более 80 лет после несправедливого суда над нашими родственниками мне хотелось прикоснуться к истории родословной, рассказать о судьбах деда и дяди.
Наш дед Цынгэ (Сэнгэ) Цыцыктуев был с 1893 года рождения, а его брат Гыпыл родился в 1885 году. Оба брата родились в Могойтуйском булуке Читинского уезда. Семья принадлежала роду боохой хуасай. Из четырех сыновей Гыпыл был вторым ребенком, а Цынгэ - третьим. У братьев с рождения была заложена страсть к учебе. В 1911 году Цынгэ поступил в Агинское приходское четырехклассное училище, затем он продолжил учебу в Читинской мужской гимназии. Второго сына родители отдали в Агинский дацан. Гыпылу было суждено в раннем возрасте стать послушником дацана и получить духовное образование. В годы его учебы в дацане действовали факультеты философии, астрологии, тибетской медицины, астрономии и буддийской живописи.
Ламы Агинского дацана славились своей ученостью далеко за пределами России. Дацан являлся одним из ведущих центров буддийского образования. С начала 30-х годов начались массовые гонения на богослужителей. Были закрыты дацаны, а ламы репрессированы и расстреляны.
На страницах восьмого тома «Книги Памяти» написано несколько скупых строк о судьбе Гыпыл-ламы: «Арестован 22 апреля 1933 года. Приговорен пятого ноября 1933 г. тройкой ОГПУ по ст.58-10 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Приговор исполнен девятого ноября 1933 г. Реабилитирован 13 октября 1989 г.».
Благодаря поисковику Цырену Соктоеву, ламе Иркутского дацана, мы узнали ценные сведения о Гыпыл Цыцыктуеве. Высокообразованный лама-лекарь и астролог служил в Ленинградском дацане с 1928 года до ареста. Он сотрудничал с известными врачами - тибетологами Бадмаевыми. Собирал и заготавливал лекарственные травы для лечения больных.
Из протокола допроса нам стало известно, что Гыпыл-лама был арестован и расстрелян за астрологический прогноз. Тысячи священнослужителей были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены на спецпоселения, расстреляны. Кроме этих скупых строк, о дяде Гыпыле до нас не дошла его фотография. Хотя у него не было своих детей, мы, родственники, гордимся им. В дань уважения его памяти в дацане заказываем службу «Согшод» в честь его имени.
Братья по ложному обвинению приговорены к высшей мере наказания. Оба реабилитированы в октябре 1989 года. Клеймо «враг народа» легло на безвинных родственников, мучения коснулись не только самих репрессированных, но их родных и близких. Когда арестовали дедушку, его 34-летняя жена на девятом месяце беременности осталась с четырьмя детьми. Вскоре родился Цыдендамба. Самому старшему сыну Цыдендоржи было 14 лет. Несмотря на трудности жизни, он крепко встал на ноги, стал честным и уважаемым человеком, надежным помощником матери, примером подражания для младших братьев и сестер. До последних дней жизни наша 94-летняя бабушка Дыма Будуева ждала самого дорогого человека, отца своих детей. Бабушка почти каждый день с такой теплотой вспоминала о муже. Видимо, по старинному бурятскому этикету не положено было называть мужа по имени, и поэтому она свой рассказ начинала словами: «Манай үбгэн». Из горьких и правдивых рассказов бабушки становилось не по себе, а меня всегда удивляли ее стойкость, терпение, чтобы не сломаться перед презрением некоторых людей, своим честным трудом завоевать уважение окружающих, вырастить хороших детей. Старейшина благородной фамилии - наш прадедушка Цынгэ Цыцыктуев. Он является главой нашего рода, честью и гордостью нашей семьи.
Доброе имя дедушки Цынгэ (Сэнгэ) увековечено в именах, фамилиях его детей, внуков и правнуков, оно продолжается в новых поколениях нашего рода. Младшему сыну Цыдендамбе - 83 года. Дочь Лхама - кавалер ордена «Знак Почета». Внуки Цынгэ с честью и гордостью носят его имя: Жалсан Цыдендоржиевич - ветеран педагогического труда, имеет звания «Почетный работник общего образования», «Заслуженный работник физической культуры и спорта Агинского Бурятского автономного округа». Цыпелма Цыдендоржиевна - заслуженный работник культуры РБ, награждена медалью «За заслуги перед бурятским народом». Внуки самого старшего Сэсэгтын Сэрэжэд, дети Цыпелмы и Цыбегмит выбрали разные профессии. Батожаргал Батоболотов продолжил председательскую династию своего дедушки Жамсарана Шагдарова. Он с честью и достоинством руководил СПК «Цокто-Хангил». Б.Батоболотову присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Агинского Бурятского автономного округа», «Заслуженный работник АПК Читинской области». Учитель математики АСШ №2 Соелма Батоболотова, вошедшая в число 15 лучших учителей России, прославила округ, край своим педагогическим мастерством. Супруг Цыпелмы, Батоболот Жамсаранов, один из 13 прославленных артиллеристов Аги, после войны успешно руководил колхозом им.Кирова (Цокто-Хангил). Сыновья Цыбигмит - Цыбик Цырендоржиев удостоен звания «Заслуженный учитель РФ», а Цыдендоржи Базарович – «Заслуженный артист РФ», дочь младшего сына Сэсэгтын Цымпила - Дичикма внесла свою лепту в развитие забайкальской тонкорунной породы овец. Родина высоко оценила ее труд, за достигнутые успехи она награждена орденом Трудовой Славы III степени, медалями, она - неоднократный участник ВДНХ. Ниточка, которая связывает нас с нашими корнями, с нашей историей, не прерывается.
Историческое прошлое семьи Хүлэгэй Сэсэгтэ – это корни большого семейного рода, которые дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, добиваться и достигать высот в жизни и делах, с честью и гордостью нести имя своих предков. Святой долг каждого члена семьи - знать свою родословную, помнить и не предавать забвению имена родственников, невинно пострадавших в годы репрессии.
Д.ЦЫНГУЕВА,
заведующая музейным отделом СП «Догой».