Не наделив человека крыльями, небо взамен даровало ему коня
Лошадь в традиционной культуре монголоязычных народов
С появлением автотранспорта и различных машин и механизмов постепенно утрачивается былая роль лошади. Конечно, еще долго лошадь будет использоваться в сельском хозяйстве, в геологических экспедициях, в тех местах, где нет дорог для автомобилей. Надолго сохранится конный спорт: бега и скачки в той увлекательной форме, какая существует сейчас. Не утратит свое значение лошадь и как мясное животное.
Лощадь радует сердце и глаз человека - конь и всадник остаются образцами, исполненными красоты, стремительности, совершенной пластики, силы и гармонии, как и многие тысячелетия назад.
Приручение коня вызвало первые крупные передвижения народов, когда, получив в свои руки удесятеренную скорость, человек смог проникнуть во многие пустынные и труднодоступные территории, сделав их обитаемыми, а также использовать естественные ресурсы этих районов для скотоводства, охоты и т.д.
Благодаря верховому коню стали расширяться географические познания кочевников, устанавливаться новые контакты с жителями вновь открытых земель. Это способствовало обмену хозяйственными и культурными ценностями, их широкому распространению на больших территориях.
Использование верхового седла с твердой основой и стремян произвело в древности настоящую хозяйственно-техническую революцию.
Почти щесть тысяч лет прошло со времени приручения человеком дикой лошади, и за это время в различных странах мира выведено около 250 различных пород лошадей. В начале третьего тысячелетия лошадь остается другом и верным помощником человека в его разносторонней деятельности.
У всех кочевников Азии конь пользовался большой любовью, к нему относились как к близкому другу, называя «эрдэни» - драгоценность. Коня лелеяли и холили. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила. У монголоязычных народов лошадь считается символом ума. К.В.Вяткина отмечала присущее монгольским народам осмысление лошади. Характеристика лошадей, разводимых бурятами, по архивным данным 1879 года, звучит так: «Мы, родоначальники разных родов ведомства Агинской степной думы, имеем честь объяснить: разводимые нами местные породы лошадей питаются подножным кормом, зеленью, ветошью, не требуют за собой особого ухода, зимой и летом могут обходиться без конюшен и сараев, но между тем обладают крепостью и выносливостью. И для верховой езды по легкости своей имеют превосходство перед лошадьми, привозимыми из внутренних губерний и Западной Сибири».
Встречаются лошади около двадцати мастей. Наиболее типичные из них: вороной (хара), рыжий (зээрдэ), пегий (алаг), бурый (хурин), саврасый (хула), соловый (шаргал), чубарый (соохор), сивый (боро). В бурятском языке масти лошадей обозначаются также символами: халюун, сагаан, соохор-хара, х\рин хээр, hаарал, буурал, сабидар, х\рин-хара, алаг, юбуутэй хара (со звездочкой на лбу), ашагта зээрдэ, халтан боро, уhан х\хэ, уулэн боро и т.д., достоинства коня подчеркивались в песнях, фольклорных произведениях эпитетами: быстрый (хурдан), ходкий (ябадалтай), отменный (агта), сильный (шамбай), отличный (галдан), упитанный (арбинтай-далантай). Не обойден вниманием и шаг коня: хатар (рысь), жороо (иноходь), оодор (галоп), дугшалга (мелкая иноходь). Возраст коня определяется по его сорока зубам. По возрасту новорожденный жеребенок называется унаган, двухлетка — дааган, трехлетка — гунан. Мерин трехлетний — хизаалан, пятилетний - hоео hунгама морин (именно в пять лет выпадают первые шесть зубов), жеребец - азарга, кобыла - гуун. Коня, прожившего свыше двадцати лет, называли «жалжагы гутал» (стоптанный башмак).
Бытует сутра «О достоинствах коня» (мориной шэнжын hудар).
Краткое содержание ее: Если зрачки лошади темно-красного цвета, значит, сердце ее богатырское. Она ничего не боится. Если ноздри большие, значит, легкие маленькие. И это хорошо, ибо лошадь с большими легкими не годится для дальних расстояний. Если уши тонкие, значит почки небольшие, такая лошадь считается быстроногой. Если у лошади грудь подобна львиной, холка, как у хайнака, - это признак хорошего скакуна.
Пожалуй, ни в одном языке мира нет столько слов, имеющих отношение к лошади, как в бурятском и монгольском. Ведь только мастей у лошади около пятисот, а каждая масть имеет еще свои оттенки.
Говорят, опытный табунщик может определить масть лошади по его копытам, глядя на жеребенка, сказать, какой конь из него получится.
Самой большой ценностью для степняка-кочевника, с точки зрения красоты и престижа, был хороший конь в богатой сбруе. В эпических произведениях тюрко-монгольских народов проступает традиция, свойственная обществу кочевников, - не престижно мужчинам ходить пешком и вообще не иметь коня. Она очень глубока, если судить по эпосу, по памятникам древней письменности. Недаром в древнем мире даже сложилось представление о кочевниках, как о кентаврах. Поэтому для тюркских и монгольских народов было незыблемым обычаем погребать вместе с владельцем его любимого коня, чтобы не лишать его нормального существования в потустороннем мире.
В давние времена буряты верили, что с рождением сына — батора (в тот же час и минуту) рождается и аргамак, предназначенный для него: «баатарай т\рэхэдэ — х\лэг т\рэдэг». Истоки этой веры уходят в седую древность, когда кочевники, прося сына у Солбон Сагаан Тэнгэри (Венеры) и его супруги Майлган хатан (царицы Майлган), приносили им в жертву солового коня. Посвященный Тэнгрию конь удостаивался обряда привязывания к нему специальной ленточки «сэтэр» и гулял на свободе до своей естественной смерти, на этом коне никто не ездил, его не привлекали к работе. В старину считали, что Солбон Сагаан Тэнгэри дарует коней, а его супруга Майлган хатан - сыновей.
Ш-Н.ДАШИДОНДОКОВ,
кандидат географических наук, краевед.
фото из Интернета
Лощадь радует сердце и глаз человека - конь и всадник остаются образцами, исполненными красоты, стремительности, совершенной пластики, силы и гармонии, как и многие тысячелетия назад.
Приручение коня вызвало первые крупные передвижения народов, когда, получив в свои руки удесятеренную скорость, человек смог проникнуть во многие пустынные и труднодоступные территории, сделав их обитаемыми, а также использовать естественные ресурсы этих районов для скотоводства, охоты и т.д.
Благодаря верховому коню стали расширяться географические познания кочевников, устанавливаться новые контакты с жителями вновь открытых земель. Это способствовало обмену хозяйственными и культурными ценностями, их широкому распространению на больших территориях.
Использование верхового седла с твердой основой и стремян произвело в древности настоящую хозяйственно-техническую революцию.
Почти щесть тысяч лет прошло со времени приручения человеком дикой лошади, и за это время в различных странах мира выведено около 250 различных пород лошадей. В начале третьего тысячелетия лошадь остается другом и верным помощником человека в его разносторонней деятельности.
У всех кочевников Азии конь пользовался большой любовью, к нему относились как к близкому другу, называя «эрдэни» - драгоценность. Коня лелеяли и холили. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила. У монголоязычных народов лошадь считается символом ума. К.В.Вяткина отмечала присущее монгольским народам осмысление лошади. Характеристика лошадей, разводимых бурятами, по архивным данным 1879 года, звучит так: «Мы, родоначальники разных родов ведомства Агинской степной думы, имеем честь объяснить: разводимые нами местные породы лошадей питаются подножным кормом, зеленью, ветошью, не требуют за собой особого ухода, зимой и летом могут обходиться без конюшен и сараев, но между тем обладают крепостью и выносливостью. И для верховой езды по легкости своей имеют превосходство перед лошадьми, привозимыми из внутренних губерний и Западной Сибири».
Встречаются лошади около двадцати мастей. Наиболее типичные из них: вороной (хара), рыжий (зээрдэ), пегий (алаг), бурый (хурин), саврасый (хула), соловый (шаргал), чубарый (соохор), сивый (боро). В бурятском языке масти лошадей обозначаются также символами: халюун, сагаан, соохор-хара, х\рин хээр, hаарал, буурал, сабидар, х\рин-хара, алаг, юбуутэй хара (со звездочкой на лбу), ашагта зээрдэ, халтан боро, уhан х\хэ, уулэн боро и т.д., достоинства коня подчеркивались в песнях, фольклорных произведениях эпитетами: быстрый (хурдан), ходкий (ябадалтай), отменный (агта), сильный (шамбай), отличный (галдан), упитанный (арбинтай-далантай). Не обойден вниманием и шаг коня: хатар (рысь), жороо (иноходь), оодор (галоп), дугшалга (мелкая иноходь). Возраст коня определяется по его сорока зубам. По возрасту новорожденный жеребенок называется унаган, двухлетка — дааган, трехлетка — гунан. Мерин трехлетний — хизаалан, пятилетний - hоео hунгама морин (именно в пять лет выпадают первые шесть зубов), жеребец - азарга, кобыла - гуун. Коня, прожившего свыше двадцати лет, называли «жалжагы гутал» (стоптанный башмак).
Бытует сутра «О достоинствах коня» (мориной шэнжын hудар).
Краткое содержание ее: Если зрачки лошади темно-красного цвета, значит, сердце ее богатырское. Она ничего не боится. Если ноздри большие, значит, легкие маленькие. И это хорошо, ибо лошадь с большими легкими не годится для дальних расстояний. Если уши тонкие, значит почки небольшие, такая лошадь считается быстроногой. Если у лошади грудь подобна львиной, холка, как у хайнака, - это признак хорошего скакуна.
Пожалуй, ни в одном языке мира нет столько слов, имеющих отношение к лошади, как в бурятском и монгольском. Ведь только мастей у лошади около пятисот, а каждая масть имеет еще свои оттенки.
Говорят, опытный табунщик может определить масть лошади по его копытам, глядя на жеребенка, сказать, какой конь из него получится.
Самой большой ценностью для степняка-кочевника, с точки зрения красоты и престижа, был хороший конь в богатой сбруе. В эпических произведениях тюрко-монгольских народов проступает традиция, свойственная обществу кочевников, - не престижно мужчинам ходить пешком и вообще не иметь коня. Она очень глубока, если судить по эпосу, по памятникам древней письменности. Недаром в древнем мире даже сложилось представление о кочевниках, как о кентаврах. Поэтому для тюркских и монгольских народов было незыблемым обычаем погребать вместе с владельцем его любимого коня, чтобы не лишать его нормального существования в потустороннем мире.
В давние времена буряты верили, что с рождением сына — батора (в тот же час и минуту) рождается и аргамак, предназначенный для него: «баатарай т\рэхэдэ — х\лэг т\рэдэг». Истоки этой веры уходят в седую древность, когда кочевники, прося сына у Солбон Сагаан Тэнгэри (Венеры) и его супруги Майлган хатан (царицы Майлган), приносили им в жертву солового коня. Посвященный Тэнгрию конь удостаивался обряда привязывания к нему специальной ленточки «сэтэр» и гулял на свободе до своей естественной смерти, на этом коне никто не ездил, его не привлекали к работе. В старину считали, что Солбон Сагаан Тэнгэри дарует коней, а его супруга Майлган хатан - сыновей.
Ш-Н.ДАШИДОНДОКОВ,
кандидат географических наук, краевед.
фото из Интернета