Главная » 2019 » Декабрь » 24 » Назвать каждое имя

Назвать каждое имя

24.12.2019 в 11:57 просмотров: 905 комментариев: 0 Власть и общество

В этом году известный Забайкальский писатель и общественный деятель А.В.Соловьев выпустил второе издание книги «Тревожные будни Забайкальской контрразведки». Книга искренняя, подкупает достоверностью. Автор на документальной основе рассказывает об успехах и особенностях работы сотрудников органов безопасности на протяжении многих лет со дня его основания. Но и не скрывает негативные моменты, которые были в нашей жизни в период коллективизации и большого террора. Раскрывает подлинную правду той эпохи, закрытой завесой тайны. Эту болевую точку Алексей Владимирович без утайки освещает в одном из разделов своего огромного исследовательского труда.

Такие исследования становятся документальным обвинением против злодеяний во времена политических репрессий в тридцатые
-сороковые годы прошлого века, совершенных членами высшего руководства страны. Об этом свидетельствуют документы - решение Политбюро ЦК ВКП (б) от второго июля 1937 года и телеграмма Сталина секретарям обкомов, крайкомов и представителям НКВД, где предлагается в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих к расстрелу и высылке в лагеря. Многие ученые, политологи и историки объясняют это подготовкой к предстоящим выборам в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937г., чтобы получить безоговорочное большинство депутатов, сторонников Сталина по дальнейшему устранению политических конкурентов во власти и устрашению народа. Мне, простому колхознику из бывших чабанов, трудно представить такое.
За короткий период с осени 1937 по 1938 годы в Читинской области было уничтожено около девяти тысяч человек, осуждены и отправлены в лагеря 36341 человек. В процентном отношении к общему числу населения нашей области - потери колоссальные. Если учесть количество ранее репрессированных в годы коллективизации - 8370 семей, то цифры выглядят ужасающе.
Писать о сталинских репрессиях трудно. Трудно, потому что не проходит боль за безвинно погибших, эмоции переполняют. Тема о репрессиях для меня актуальна всегда. У меня сидели дед, другие родственники, трое расстреляны, бабушка сгинула в лагерях. Моя мама, Янжима Цыбенова, пройдя аресты, тюрьмы и гонения, вышла и выжила чудом в этом аду. Я не знаю ни дедушек, ни бабушек. Что-то слышал о них, на этом мои знания заканчиваются. Под любым текстом «антисталин» подпишусь. 
Автор также называет главных мучителей той злодейской эпохи поименно, раскрывает механизм уничтожения людей в подвалах местного НКВД. Привожу дословно:
«У начальника Управления НКВД СССР по Читинской области Г.С.Хорхорина сосредоточилась огромная власть: Управление госбезопасности, Управление милиции, особые отделы Забайкальского военного округа. Ему подчинялись пограничники, внутренние и конвойные войска, дорожно-транспортные отделы. Он второго января 1938 года докладывал Ежову, наркому НКВД СССР, что арестованы только за пару месяцев 6455 человек, из них расстреляны 3485 человек. Людей убивали каждую ночь. Арестовывали в кабинетах, цехах, на колхозных полях, дома. Постоянное ожидание беды, от которой никто не был защищен.
В Чите приводили в исполнение смертной казни в подвале дорожно-транспортного отдела по ул.Калинина (Амурская). Комендант получал список заключенных к расстрелу. Обреченный об этом не знал. Вызывали из камеры якобы на допрос. Конвоир вел смертника в полуподвал. Как только приговоренный заходил в расстрельную камеру, исполнитель стрелял из револьвера в затылок. Специальная команда выносила тело и убирала следы расстрела. Затем наступала очередь следующего по списку. Тюрьмы были переполнены до отказа, в камерах, рассчитанных на 24 человека, содержались до 150 человек. Аналогичное положение имело место и в Агинской тюрьме».
А.В.Соловьев не только занимался реабилитацией и восстановлением доброго имени каждого из своих земляков, но и много сил приложил для того, чтобы разыскать места никому не известных захоронений.
27 апреля 1988 года был создан Комитет памяти жертв политических репрессий в Забайкалье. В первый состав вошли 18 человек (преподаватель пединститута, архитектор, журналист, работники архивов и музея, обкома комсомола и т.д.). В том числе и сотрудник КГБ А.И.Князев, единственный в таком роде офицер в СССР, что вызвало негативную реакцию у вышестоящего руководства. Это чуть ему и автору упоминаемой книги не стоило работы в органах. Могли быть большие неприятности по службе. Полковник Соловьев в то время занимал должность заместителя начальника областного Управления КГБ. Когда попытки Комитета памяти по поиску мест захоронений заканчивались неудачно, подключилась поисковая группа сотрудников госбезопасности в составе А.В.Соловьева, А.И.Князева, В.А.Назарова, В.И.Попова, А.И.Фирсова без приказа, на общественных началах, по зову сердца, гражданского долга. В архивах документов никаких нет, свидетелей того времени тоже. Их поиск увенчался успехом. На месте захоронений около с.Смоленка под Читой девятого августа 1991 года был установлен обелиск. Сегодня этот день считается областным, теперь краевым Днем памяти жертв политических репрессий.
Справедливости ради я обязан сказать этим людям «спасибо» за то, что они сделали доброе дело, вернули пострадавшим от репрессий честное имя. Это дорогого стоит. В реабилитации наших земляков принимали участие многие общественные организации и учреждения, а также весь коллектив областного Управления ФСБ.
Мало кто знает, что в годы службы вышеназванных сотрудников по линии пятого политического отдела не было возбуждено ни одного уголовного дела в Читинской области. Занимались, прежде всего, предупреждением и профилактикой. Могу с уверенностью сказать, никого среди них не замечал людей с дурными наклонностями. Пользуясь тем, что 20 декабря был их профессиональный праздник, хочу пожелать всем им доброго здоровья, благополучия в семье и успехов в трудной работе. Даже сегодня, спустя много лет, многие к органам относятся отрицательно, подчеркивая только их карательную функцию. Я бы не стал делать обобщающие выводы. Надо понимать, что деятельность органов безопасности многогранна. Очевидно, что любому государству без специального органа нельзя вести борьбу с тайной деятельностью противника.
Я родился и жил уже в нестрашное, относительно сытое время. Репрессии точечны, и на них еще надо сильно нарваться, чтобы умудриться попасть в немилость. О том времени должен говорить с уважением, а не с тем проклятием, как рассказывают сейчас делающие карьеру политики. Несмотря на чудовищные преступления в отдельные периоды советской власти, социализм все-таки имел идеи прогресса. Репрессии не определяли характер и суть всей политики рабоче-крестьянского государства. Говорить надо правду, это нисколько не умаляет достоинства советского строя. Узнать страшные вещи - это не повод разочароваться в идеях социализма.

М-Б.Нимаев, г.Чита.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES