- Главное в жизни – служить своему народу, - говорил Бато Эрдынеевич Эрдынеев. Долг врача - в любую погоду, днем и ночью прийти на помощь больному. По такому принципу жил и работал народный доктор Аги, которому 5 января исполнилось бы 100 лет.
Мой отец, Бато Эрдынеевич Эрдынеев, родился 5 января 1914 года в семье кочевника-скотовода Эрдыни Доржиева. Не избалованный жизнью, терпя нужду и лишения, Эрдыни привык всегда надеяться на самого себя. Многое умел делать, этому умению приучил своего сына Бато. В возрасте десяти-одиннадцати лет Бато отлично управлялся с конем, мог починить упряжь, косить и грести сено, пасти скот. Одним словом, несмотря на сложные бытовые условия (семья не была богатой) отец рос здоровым и смышленым ребенком.
Поступив в 1925 году в Таптанайскую школу колхозной молодежи, Бато Эрдынеевич стал свидетелем становления новой жизни агинских степняков. Ему нравились происходящие перемены, он жадно тянулся к знаниям, с удовольствием учился. После окончания школы стал учительствовать в Хойто-Агинской начальной школе, а позднее его избрали заместителем председателя недавно организованного колхоза. Земляки любили и уважали его за грамотность, хозяйственную смекалку, за умение вдохновлять людей на трудовые почины. Руководители района видели в нем будущего председателя колхоза.
В 1933 году тяжело заболела мать. Домашние лечебные средства не помогали, и с согласия отца сын решил везти ее в Читу. Четверо суток ехал на телеге до областного центра. Добился приема у врачей, закупил по их назначению лекарства и пустился в обратный путь. По дороге матери стало совсем плохо. Домой она приехала в бессознательном состоянии, а через пять дней скончалась. Именно в этот траурный период, когда он терзал себя вопросами: «Разве нельзя было предотвратить этого? Можно ли сделать так, чтобы люди жили столько, сколько им отпущено природой?» - и пришел к выводу: «Трудно, почти невозможно. По крайней мере до тех пор, пока человек не научится предупреждать и вовремя обнаруживать болезни, пока в каждом селе не будет недостатка в медицинских работниках». Неожиданно, само собой, созрело решение: «Надо учиться на врача. Чего бы мне это ни стоило, буду врачом».
В 1935 году поступил на учебу в медицинский рабфак в городе Казань. Через год он уже стал студентом первого курса Казанского медицинского института. Годы учебы еще больше убедили его в правильности выбранного решения.
В июне 1941 года молодой врач, окончивший лечебный факультет, возвращается в родные края и получает назначение на должность главного врача в Дульдургинскую районную больницу. Затем его переводят в Агинскую окружную больницу. В это время наряду с обычными больными стали поступать раненые фронтовики. Врачей не хватало, медикаментов тоже, оборудования – почти никакого. Приходилось оперировать бессменно одному – и днем, и ночью, при свете керосиновой лампы и даже при свете фар поставленного у окон автомобиля. Но он никогда не унывал, наоборот, своим позитивным отношением к жизни заряжал положительной энергетикой других. И скоро люди стали говорить о молодом враче с уважением. Он возглавлял обе больницы в самые сложные военные годы. При нем они окрепли и пополнились молодыми кадрами. Бато Эрдынеевич стал первым хирургом, который делал полостные операции, трепанацию черепа, ампутацию конечностей. Потом еще многие годы он был не только ведущим, но и единственным хирургом в области костных операций.
Он обладал поразительной энергией. Двадцать лет заведовал окружной больницей, ровно столько же станцией «Скорой помощи», десять лет руководил здравоохранением в округе. И в какое время! Были годы, когда больница обеспечивала себя сельхозпродуктами за счет своего подсобного хозяйства, а это значит, что вынужден был заниматься и выращиванием капусты, и откормом свиней, и заготовкой дров и лесоматериалов. Бывало также, что ему приходилось наравне с прорабом дни и недели напролет находиться на стройплощадках новых медицинских учреждений, хлопотать о доставке в Агинское современного медицинского оборудования. Бывало, придет вечером домой усталый, и вдруг обнаруживает, что забыл подготовиться к завтрашнему докладу или выступлению. Снова работа: то связанная с депутатскими обязанностями, то с обязанностями члена окружкома партии. Сегодня я понимаю, что он очень уставал, но успевал делать больше других только потому, что умел преодолевать усталость.
Ему часто задавали вопрос: «Не жалеете, что в ущерб чисто лечебной практике вы столько времени отдали административно – организаторской деятельности?». «Нет, не жалею, - отвечал он. - Будь я только хирургом, в лучшем случае на моем счету была бы сотня-другая спасенных людей, а теперь своими пациентами я могу считать чуть ли не всех жителей округа». И в этом он был прав. Под его руководством почти в каждом селе округа были построены если не больница, то фельдшерско-акушерский пункт. К 1970 году в округе работало уже 12 больниц и 42 ФАПа. При его участии в округе были побеждены страшные социальные болезни - малярия, коклюш, дифтерия, на новый уровень лечения вышел туберкулез. Для многих специалистов узких медицинских специализаций он стал «крестным отцом», в течение всех лет своей работы он постоянно заботился о подготовке национальных кадров. По его инициативе была достигнута договоренность с Иркутским мединститутом о целевом направлении агинских выпускников на учебу.
Годы напряженного труда не прошли бесследно. После серьезной болезни ему советовали отдохнуть, перейти на пенсию. Но напрасно. Согласился лишь на работу, тогда казалось, более спокойную - возглавить станцию «Скорой помощи». Но работа оказалась далеко не спокойной. Многое изменилось на станции с его приходом. Опрятный, ухоженный вид приобрело само помещение «Скорой», рядом с ним появились добротные и удобные гаражи, а главное - укомплектовался штат. В его годы в коллективе работали одиннадцать специалистов, которые ежегодно обслуживали до тысячи вызовов. В 1974 году он вышел на заслуженный отдых. Но, будучи на пенсии, продолжал трудиться, передавая свой огромный опыт молодым коллегам. На «скорой» он проработал до 1991 года.
Было время, когда имя Бато Эрдынеевича знали в каждом селе Агинского округа. К нему ехали с просьбами, за советами и консультациями, в порыве глубокой признательности благодарные пациенты называли его именем своих детей. Он был человеком душевным, умел слышать и слушать пациента, был чуток и отзывчив к больным, безотказен в предоставлении помощи всем нуждающимся, имел высшую категорию врача организатора здравоохранения, высшую категорию врача скорой помощи. От него исходило какое-то неуловимое обаяние большой личности, но при этом он был прост в общении. Ни тени самомнения и самодовольства, а только искреннее уважение к людям.
Родина высоко оценила его заслуги: в 1956 году впервые в округе ему было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР». Он - отличник народного здравоохранения, отличник санитарной обороны СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими трудовыми медалями, почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа, занесен в Книгу Почета округа. Более двадцати лет подряд являлся депутатом окружного Совета депутатов трудящихся, почти десять лет руководил работой окружного общества «Знание».
Все годы супружества рядом с ним была наша мама, основоположник отоларингологической службы Агинского округа, заслуженный врач РСФСР, отличник народного здравоохранения - Цырен-Дулма Номогоновна Номогонова. Наши родители ни разу в жизни не изменили клятве Гиппократа, все свои силы, знания и умение передали молодым. Вместе они воспитали троих детей, из которых Зина и Баир стали врачами. Сегодня врачебную династию Эрдынеевых продолжает внук Аюр.
Дарима ЭРДЫНЕЕВА
(Зимина), дочь.