Намайданились...
Свершилось. Так можно сказать о последних событиях в Крыму. Долгожданное вхождение полуострова и Севастополя в состав Российской Федерации завершается ратификацией договора между ними ГосДумой и Советом Федерации, изданием Закона об образовании новых субъектов. На этом де-юре закончится и начнется де-факто.
Волюнтаристское решение 1954 года тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева о передаче Крыма Украинской ССР особого сопротивления островитян не вызвало – одна страна. Практически крымчане не ощутили себя ущемленными в чем-либо. Однако, в 1991 году уснув вечером в одной стране - СССР, они проснулись в другой – в Украине. Наверняка, поначалу полуостров не почувствовал себя обделенным, тем более, что в то время всем пришлось несладко и россиянам, и украинцам. Разваливалась годами отлаженная и мощно интегрированная советская экономика. Все новоявленные страны – бывшие союзные республики СССР, - с ужасом осознали всю глубину пропасти, в которую они стремительно падали. Сегодня лишь две-три страны могут быть довольны своим суверенитетом. И это те страны, у которых в достатке либо нефтяные, либо газовые запасы.
Украина вышла из СССР, имея достаточно крепкую экономику, основанную, прежде всего, на металлургической и угольной промышленности. Стабильным было и оставалось на тот момент сельское хозяйство, во многом ориентированное на Россию. Впрочем, и другие отрасли Украины продолжали быть интегрированными с российской экономикой. Особая тема – газ. В новейшей истории Украины и России «голубое» топливо не раз становилось разменной монетой в решении геополитических проблем – сближения Незалежной с Европой с одной стороны, и укрепления Российской Федерацией своих западных границ – с другой. Претензии Украины по цене за газ, поставляемый Россией соседней республике, по цене за транзит российского газа в Европу, несанкционированный забор газа украинским «Нафтогазом» - вот далеко не полный их перечень. При всем при этом российская сторона всегда шла на уступки. До последнего Россия считала Украину своим форпостом на границе с Европой. Добавим к этому базу Черноморского флота России в Крыму. Баланс, хотя и зыбкий, сохранялся.
Но последовавшие в последнее десятилетие внутриполитические кризисы обострили ситуацию в Незалежной. Страна теряла стабильность в политике и вслед за этим и в экономике. И, как результат – майдан. Западные радикалы разожгли на майдане в Киеве костер, который перекинулся и на другие украинские города. Погибли люди. Больше всех доставалось от радикалов русскоязычному населению Украины. Дело дошло до того, что русский язык стал изгоем в Украине. Самодостаточная автономная Республика Крым все больше зависела от благосклонности Киева. Не в лучшем состоянии оказались юго-восточные регионы, являющиеся основой экономики республики.
Нелигитимное руководство Украины, управляемое майданом, продолжало удивлять и беспокоить Крым своей непоследовательной, а порой - и опасной политикой в отношении русскоязычных регионов. И как результат – центробежная сила начала набирать обороты. Крым и Севастополь вполне логично обратились к России. Народы полуострова – русские, крымские татары и украинцы на референдуме 16 марта выразили свою волю – быть в России.
Украина потеряла часть своей территории и это один из итогов майдана. Быть может, не самый болезненный для нее. Какие еще последствия ждут Незалежную, поживем – увидим.
Баир ЦЫДЕНОВ.