Надежда Фомичева: «Сердце отдаю детям»
Буквально за неделю до Дня дошкольного работника стали известны результаты конкурса профессионального мастерства дошкольных работников городского округа «Поселок Агинское» - «Лучший воспитатель года-2014».
Сегодня в нашей гостиной победительница этого конкурса – воспитатель Центра развития ребенка «Детский сад «Багульник» Надежда Александровна Фомичева (на снимке).
- Надежда Александровна, во-первых, поздравляем Вас с победой в конкурсе. Расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я родилась и выросла в небольшом селе Орой Акшинского района. Там же начала свою трудовую деятельность в детском саду. Закончила Читинское педучилище по специальности «Дошкольное образование», затем Читинский государственный университет по специальности «Социальный работник». В 2007 г. поступила в ЗабГГПУ им.Н.Г.Чернышевского на профессиональную переподготовку по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» на базе Агинского ИПК работников социальной сферы.
- Как получилось, что Вы переехали в Агинский округ?
- Моя мама родом из Агинского, и здесь проживают много родственников. В период прохождения профессиональной переподготовки в Агинском институте повышения квалификации работников социальной сферы я познакомилась со своими будущими коллегами из детского сада «Багульник» - Светланой Анатольевной Миненко и Билигмой Батомункуевной Цыбендоржиевой. К счастью, оказалось свободное место воспитателя, и заведующая Баярма Дансарановна Нимаева приняла меня на работу переводом.
Таким образом, я оказалась в Агинском округе и попала в детский сад «Багульник».
- Как привыкали к новому месту?
- В деревне работала в малокомплектном саду, в котором одну разновозрастную группу посещали все дети. В коллектив детского сада «Багульник» я вошла сразу. В работе с детьми трудностей не было. Единственное: в группе было по 30 детей. Выпустила детей в школу в 2012 году.
- Расскажите о конкурсе «Лучший воспитатель года-2014».
- Все мои коллеги оказали большую помощь в подготовке и очень сильно меня поддержали во время конкурса. Участие в нем дало мне большой опыт и знакомство с новыми людьми, коллегами. Стоит отметить, что обстановка за кулисами конкурса была дружелюбной, все участницы – большие молодцы. Со слов жюри, все участники шли почти на равных. В первый день конкурса проводились самопрезентации участников, методический семинар и «Разговор с родителями». Во второй тур прошли пять человек, которые состязались в турах «Образовательное событие» и «Беседа с детьми». В финальном туре встретились три участника. Это были очень волнительные моменты, и я не ожидала такого результата!
- Что главное в работе воспитателя?
- В нашей профессии главное – это любовь к детям. Если ты любишь деток, они чувствуют это и позволяют приблизиться к себе, доверяют самое дорогое.
- Как Вы строите отношения с родителями?
- Сначала, когда набираешь младшую группу, родители относятся с настороженностью, смотрят, кому они доверили своих деток. А потом, видимо, мы привыкаем друг к другу, и уже легче наладить с ними контакт. Мы проводим индивидуальные беседы и консультации с родителями по разным темам. Проблем в общении с родителями не было.
- Какие могут быть причины нежелания ходить в детский сад?
- В моей практике дети с удовольствием ходят в детский сад. Если ваш ребенок не хочет идти в детский сад, причины могут быть разные. В этом случае я советую родителям не быть агрессивными и не отгораживаться от воспитателя, вместе с воспитателем разобраться в ситуации. Элементарно, ребенок плачет и не хочет идти в детский сад просто потому, что он не выспался или устал. В конце рабочей недели даже взрослые начинают испытывать некую усталость, так и дети. Особенно в старшей группе, в которой дети активно готовятся к школе и испытывают серьезную нагрузку.
- Общение с родителями и детьми дает свои результаты?
- У нас вся работа строится на общении. Если нет общения, то речь не развивается. Знаете, что сегодняшние малыши имеют большие проблемы с речью. Они поздно и мало начинают говорить. А все потому, что происходит преимущественное одностороннее общение с компьютером и телевизором. Даже если компьютер просит выполнить какое-то упражнение, то ребенок молча нажимает кнопочку.
Сегодня очень важно для малышей дошкольного возраста общение с воспитателями, сверстниками и родителями.
- Видно, что эта проблема Вам интересна и хорошо Вами изучена. Какие игры для развития речи ребенка Вы можете предложить родителям?
- Действительно, это очень актуальная проблема, я ее изучаю на протяжении последних лет, собираю игры для развития речи. На мастер-классе конкурса представила наработки по теме «Развитие речи детей посредством линг-вистических игр».
Рекомендую родителям такие игры для развития речи. Например, пообщаться можно и по дороге домой, задавая малышу вопросы: «Какого цвета стали листья на деревьях?», «Как люди одеты и почему?», «Сколько машин ездят по улицам?» и т.д. Все это работает на пополнение активного словаря ребенка.
Во время приготовления ужина мама может также поиграть с ребенком в словесную игру «Охота за словами», когда задаются вопросы «Какие слова можно достать из борща, или из шкафа, или из холодильника?».
На кухне также можно попросить ребенка помочь перебрать крупу, пусть у него получится не так хорошо, но это развивает мелкую моторику рук, которая стимулирует речь.
- Расскажите о детском саде, в котором Вы работаете.
- У нас сейчас активно идет внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В связи с этим в деятельности сада идут некоторые изменения. Для внедрения ФГОС необходима очень хорошая предметно-развивающая среда, также много времени уделяется конструированию. Мы даже можем похвастаться тем, что наши воспитанники собирают «живые» конструкторы, то есть двигающиеся.
Посредством конструкторов мы развиваем мелкую моторику рук, фантазию, воображение, словарный запас. А педагоги тоже перестраиваются: по новым требованиям занятия как таковые уходят в прошлое, на смену им приходит игра, и весь день строится на событиях и ситуациях, которые возникают по инициативе детей.
- Расскажите о своей семье. Чем любите заниматься в свободное время?
- Моя семья – это моя дочь. Сейчас Вера учится в Амурском государственном университете. Свободного времени практически не бывает, но когда появляется время, люблю вязать, готовить. Можно сказать, что я живу на работе.
- В каких группах работать интереснее всего?
- С детьми всех возрастов по-своему интересно. Но особенно интересно работать с выпускной группой. Там очень много работы, в том числе подготовка к школе, к различным конкурсам и спартакиадам дошколят. Например, в игре «Шагай надаан» в прошлом году мой воспитанник Билигто Гындынов занял третье место, в «Умниках и умницах» Вика Гергенова – первое место по математике, а Санжэла Цыренова – первое место по обучению грамоте, Дашима Цыбенжабон – второе место в муниципальном конкурсе «Чебурашка и его друзья».
Я слежу за успехами своих выпускников. Приятно видеть, как твои детки растут, добиваются хороших результатов в разных сферах. Я даже собираю вырезки из газет об успехах моих выпускников. А их немало!
- Спасибо за интервью. Успехов Вам на краевом этапе конкурса «Лучший воспитатель года-2014»!
Цыпелма НАМСАРАЕВА.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.