Надежда Баранова: «Наши сувениры притягивают посетить Музей декабристов»
Меня, как историка по образованию, на прошедшем конкурсе «Туристический сувенир Забайкалья», в первую очередь, заинтересовала сувенирная продукция Музея декабристов. Уж очень она необычная для нашего времени, качественно исполненная и красиво поданная. Основная тематика представленных музеем сувениров – жёны, невесты декабристов, воплощение женской верности, мудрости, бесстрашия, женщин, добровольно отказавшихся от столичных благ и роскоши. Декабристки, находясь в ссылке вместе с мужьями, занялись просветительской, краеведческой, социологической деятельностью, оставив огромный след в памяти людей. Об этом мы и поговорили с Н.Е.Барановой (на снимке слева), которая стала гостем нашей рубрики «Гостиная «АП».
- Надежда Евгеньевна, расскажите немного о себе, где учились, работаете, ваши хобби?
- Работаю в должности заведующей Музеем декабристов г.Чита. Наш музей является отделом Забайкальского краевого краеведческого музея им.А.К.Кузнецова. По образованию я – учитель истории, окончила исторический факультет нашего бывшего педагогического университета, ныне ЗабГУ. В музее работаю с 2006 года. Моё хобби – это краеведение, люблю изучать историю нашего края и очень люблю работать со школьниками, увлекать их историей края.
- Мы с вами познакомились на конкурсе, и нам очень понравилась экспозиция с сувенирами, посвящённая жёнам декабристов. Расскажите, пожалуйста, о зарождении идеи создания, производства столь необычной сувенирной продукции, единомышленниках. Почему именно жёны декабристов? Какой след они оставили в истории, культуре Забайкалья?
- Идея создания серии музейных сувениров у меня появилась уже достаточно давно, но реализовать ее вот получилось только год назад. Мне хотелось, чтобы посетитель, уходя из музея, уносил с собой не просто магнитик, а что-то особенное, что ему приглянулось, скажем, «зацепило», что непременно он будет хранить. А тема жён декабристов – это тема, которая так или иначе трогает посетителя. 11 женщин последовали за декабристами в Сибирь, чтобы «любовью своею хоть немного облегчить жизнь их».
Девять из них официальные – Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьева, Александра Давыдова, Анна Розен, Наталья Фонвизина, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Мария Юшневская, а две в Сибирь приехали, будучи невестами, это две француженки: Полина Гебль выйдет замуж за Анненкова, Камилла ле Дантю станет женой Василия Ивашева. Объясняя желание женщин быть с мужем, можно привести слова Е.И.Трубецкой: «Церковь наша почитает брак таинством, и союз брачный ничто не сильно разорвать. Жена должна делить участь своего мужа всегда: и в счастии и в несчастии, и никакое обстоятельство не может служить ей поводом к неисполнению священной для неё обязанности».
Моя идея была поддержана и блестяще воплощена в жизнь Раисой Королевой. Я не делаю сувениры, этим занимается Раиса, я же придумываю идеи, чтобы сувенир был действительно музейным.
- Как Вам организация конкурса «Туристический сувенир Забайкалья», какие впечатления Вы получили, стоит ли участвовать в дальнейшем, имеет ли конкурс право на дальнейшую деятельность. Ваше мнение?
- Организация конкурса мне понравилась, единственное – я не совсем поняла, для чего один и тот же мастер принимал участие в разных номинациях, а некоторые практически во всех, разброс какой-то получился, надо было ограничить одной-двумя номинациями или сделать представление мастера с его работами отдельно. Еще вопрос вызывает номинация «Музейный сувенир» - должны ли быть какие-то оговорены правила, изготовитель, как мне кажется, должен получать согласие от музея на изготовление сувенира под этой номинацией. Вот как у нас с Раисой. Я - представитель музея, она - изготовитель, а вместе у нас продукт - музейный сувенир. Я, например, с удовольствием пообщаюсь с мастерами, обсужу идеи музейного сувенира, может быть, даже вместе что-то придумаем, но я хочу, чтобы при представлении своей продукции изготовитель и музей упоминал.
Очень понравилась мне программа для участников, все взрослые люди, но с таким азартом и весельем проходили станции с заданиями, посмеялась от души. Конечно, конкурс имеет право на жизнь, участие в нем - прекрасная возможность заявить о себе, найти единомышленников, создать новый продукт, объединившись. Творческим людям обязательно нужно встречаться.
- Каким ассортиментом сувенирной продукции располагаете на сегодняшний день? Этапы производства, сколько людей вовлечены в процесс? Где приобретаете расходные и иные материалы? Рентабельность производства сувенирной продукции?
- В музее есть сувенирный киоск, я сотрудничаю с четырьмя поставщиками, с каждым из которых мы оговариваем продукцию. Все сувениры именно музейные, имеют связь с темой нашего музея.
С Раисой Королёвой первая наша серия - это бижутерия с акварелями декабриста Петра Борисова, различные заколочки, браслеты, броши, кулоны, серьги. Рая заказывает заготовки, а потом наносит на них рисунок Борисова, обрабатывает смолой. Если честно, процесс производства я не особо знаю. Потом появилась идея шкатулок. Я Рае сказала, что нужно использовать фото портретов жен декабристов именно тех, что представлены у нас в музее. Это копии акварелей декабриста Николая Бестужева, выполненные по заказу художником Галёркиным. Рая сама придумывала дизайн шкатулки, а я подбирала цитаты. В музее сувениры пользуются спросом, продажи зависят от количества посетителей.
- Насколько, на Ваш взгляд, актуальны сувениры. Интересуется ли молодёжь, люди старшего поколения? Сколько стоят производимые Вами сувениры и где их можно приобрести? Удалось ли Вам достичь договорённостей, контрактов по масштабному производству сувениров, найти рынок сбыта?
- Так как сувениры Раиса изготавливает пока только для нашего музея, масштабным производством назвать нельзя. Вот после конкурса у неё появились предложения выставить свою продукцию и в другие музеи. Все сувениры линейки «Музейный сувенир» представлены в киоске Музея декабристов г.Чита. Стоимость продукции от 260 рублей - это значки, маленькие булавочки, до 2000 - это шкатулки и подарочные наборы бижутерии.
- Ваша продукция исключительно эстетического характера, на память или имеет и практическое предназначение?
- Продукция имеет и практическое значение - серьги, кулоны можно носить как украшение, шкатулку использовать, например, хранить письма или те же украшения.
- Сувениры - это бренды региона. Про декабристов и их жён, жизнь в ссылке, вдали от привычной им столичного жизни и лоска, знает малое количество людей. Как Вы думаете, посредством продвижения Вашего бренда можно ли увлечь людей интересоваться краеведением, историей, социологией, к примеру?
- Я считаю, что наши сувениры могут вызвать интерес к теме и желание посетить Музей декабристов. А строки из писем жен декабристов на шкатулках могут побудить узнать больше о них.
- Спасибо за беседу!
З.ПЕТРОВ.
Фото из архива
Музея декабристов.