Национальный колорит - фактор узнаваемости региона
Поселок Агинское, которому в этом, 2021 году, исполнится 240 лет, за последние годы сильно изменился, стал красивым, благоустроенным городком. Это отмечают все: гости, приезжающие из разных регионов, да и сами жители округа.
За годы своего существования степная столица претерпела много различных преобразований – была и селом, рабочим поселком, затем поселком городского типа. Ныне Агинское - городской округ, административный центр Агинского Бурятского округа. Еще в 1989 году газета «Агинская правда» писала: «… Почему в Агинском нет домов, которые радовали бы глаз? …до обидного мало в поселке уголков отдыха, детских игровых площадок, остановок, газонов… надо при проектировании типовых зданий в оформление вводить элементы национальной окраски…».
Впервые я задумался о национальном колорите в архитектурном облике нашего поселка во время поездки в Калмыкию летом 2000 года, куда был приглашен на международный телевизионный фестиваль «Красная книга». В свободное от фестивальных событий часы я нашел время для прогулки по живописным улицам столицы республики - города Элисты.
Фото из интернета
И был удивлен присутствием яркого, национального духа во внешнем облике города, начиная с вывесок и заканчивая малыми архитектурными формами. К примеру, на Аллее Героев в центре города я увидел скульптуру Белого старца (на калмыцком языке - Цаган Аав). В число достопримечательностей столицы Калмыкии также входят Город шахмат - Сити Чесс, где жили участники телевизионного фестиваля, музей, Дворец шахмат и другие здания с этническим колоритом. Рядом с центральной площадью столицы Калмыкии высятся Золотые ворота - «Алтн Босх», знаменитая Пагода семи дней. Семиярусная пагода с молитвенным барабаном и фонтаном украшает центральную площадь Элисты и является любимым местом встречи туристов из Европы, Азии, Америки и России. В 2005 году в Элисте открылся большой буддийский храм - центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который сегодня стал одним из центров буддизма в Европе. Здесь возведена самая большая в Европе статуя Будды Майтреи.
А что у нас - в Бурятии и двух бурятских округах? Некоторое время назад в средствах массовой информации республики была развернута дискуссия по поводу национального колорита в архитектуре. В ходе обсуждений некоторые участники были категоричны: следует строить, как в Элисте, взяв за образец, в основном, архитектуру малых форм - памятники и скульптуры, в изобилии присутствующие на улицах столицы Калмыкии. Другие утверждали, что беседки, арки и ротонды Элисты, построенные в «буддийском стиле», напоминают «китайские и тибетские храмы по пестроте окраски». Я, конечно, не специалист в архитектуре и не могу категорично утверждать, что следует строить и как, но, мне, как жителю национального региона, хотелось бы видеть и на наших улицах красивые здания в этническом стиле. И очень приятно, что в последние годы о столице Агинского Бурятского округа – поселке Агинское – стали говорить, как об одном из привлекательных центров туризма в Забайкальском крае. Конечно, сравнивать наш окружной центр с городами Улан- Удэ и Элиста сложно: масштабы не те, тем не менее, на взгляд туристов, посещающих округ, все же можно понять, что они находятся в бурятском регионе. Об этом говорят, к примеру, скульптуры княжны Бальжин-хатан на въезде в поселок, легендарного бурятского Бабжи Барас батора, возле которых можно увидеть как любопытных туристов, так и молодоженов, облюбовавших их для свадебных фотосессий. Облик окружного центра преобразился в период автономии, как субъекта Российской Федерации. Отдельная тема, на мой взгляд, - это скульптуры улан-удэнского скульптора Александра Миронова, появившиеся на улицах поселка несколько лет назад. В самом Улан-Удэ работы Миронова вызывают неоднозначное мнение: их называют «агрессивными», общественники во время дискуссии в СМИ вспомнили его «дикую» «Стихию» на пересечении улиц Сахьяновой и Терешковой, назвали безобразной скульптуру «Юность» на перекрестке улиц Смолина-Борсоева. В разряд «агрессивных» также записали мироновских Гэсэра и Мэргэна, который, по мнению профессора БГУ Дмитрия Царева, «целится из лука кому-то в глаз». Не остались без внимания объекты «Воины» на Богатырском и «Тигры» на Селенгинском мостах. Единственной миролюбивой скульптурой Александра Миронова назвали только «Мать-Бурятию». Так и у нас, в Агинском, работы этого автора вызывают у местных жителей где раздражение, а где и удивление. Скульптура матери с ребенком недалеко от окружной поликлиники многим агинчанам не нравится: непонятна неестественная поза матери, держащей на руках свое дитя.
Каждый населенный пункт, будь то маленькое селение или большой город, как и человек, имеет свое лицо, свою уникальность и привлекательность. Поселок Агинское - не исключение, есть в его облике что-то свое, оригинальное, в нем проглядываются черты европейской и восточной культур. Наглядный пример - купола православного храма на центральной площади и напротив - здание окружного музея со своим «лицом». Одной из известных скульптур в окружном центре является композиция всемирно известного бурятского скульптора Даши Намдакова «Туншэ», стоящая на углу улиц Комсомольская и Базара Ринчино, рядом со второй Агинской школой. Это скульптура, символизирующая равновесие, единство, поддержку и крепкую нерушимую дружбу, которой все по плечу. Она представляет собой пирамиду из трех животных: слон - основание, обезьяна и заяц - середина, птица - вершина. «Туншэ» или «Четверо дружных» - таково название одного из монументальных шедевров известного бурятского мастера. К числу заметных событий в архитектурном облике Агинского Бурятского округа я бы отнес открытие летом 2016 года в селе Цаган-Челутай Могойтуйского района большого молитвенного барабана - хурдэ, возведенного методом народной стройки. Освятил религиозное сооружение при большом стечении народа досточтимый Еше Лодой Ринпоче, отметивший, что установка хурдэ - это дань памяти нашим предкам, жившим в разное время, давшим жизнь нам, потомкам, продолжающим нашу родословную. Хурдэ наделен особой энергетикой, дарует людям защиту от всех препятствий и оказывает благотворное воздействие на весь окружающий мир. В столице Бурятии, городе Улан-Удэ, перед Бурятским театром драмы воздвигнут «Ганжуурай хурдэ». Подобный молитвенный барабан давно установлен в центре столицы Калмыкии. Общественность Бурятии, сравнивая архитектурный облик столиц двух братских республик, двух монгольских народов России, чаще всего делает выводы не в пользу Улан-Удэ.
Общественники говорят о том, что туристы из Европы, других стран и континентов, преодолев тысячи километров в предвкушении экзотики и незабываемых впечатлений, будут крайне разочарованы, не почувствовав обещанный туроператорами «дух бурятского народа». Они не встретят национальный колорит в архитектуре, их глазам предстанут «рудименты» советского казарменного стиля, безликие панельные дома, что можно лицезреть в сотнях российских городов. Сравнение столиц двух братских республик вызывают живой интерес в Интернете, где идет обсуждение темы необходимости национальных стилей или элементов в архитектуре. Специалисты отмечают, что в Калмыкии патриоты с любовью к своей республике, народу, культуре стараются создать во внешнем облике столицы национальный, неповторимый колорит. Из чувства самосохранения нация всегда каким-то образом «помечает» свою территорию, обозначает свое присутствие. В Бурятии одни общественники утверждают, что в архитектурном облике бурятских регионов необходимо культивировать тэнгрианский стиль, другие говорят о зверином, или гуннском стиле в архитектуре. Также предлагают шире использовать бурятские орнаменты в декоре, на фронтонах и внутри зданий. Что касается бурятской как бы «условно-национальной» архитектуры, то исконно нашим, самостоятельно разработанным стилем, был стиль дацанов XVIII и первой половины XIX веков. Здесь были построены шедевры архитектуры такие, как Цугольский и Агинский дацаны в агинских степях. К большому сожалению, весной 2014 года прекрасный образец бурятской архитектуры XIX века, Согчен-дуган Агинского дацана, сгорел в огне пожара, сразу же был объявлен сбор пожертвований для его восстановления. И сегодня благодаря активному содействию сенатора Баира Жамсуева и работе общественности храм возрожден во всем своем великолепии.
Вернувшись из поездки, я на телевидении смонтировал несколько передач, рассказывающих о столице Калмыкии – городе Элиста - и об её архитектурных особенностях. Наши агинские архитекторы, заинтересованные видами Элисты, её улиц, говорили тогда, что и у нас необходимо работать над созданием малых архитектурных форм в национальном стиле. Их творческая мысль получила новый толчок к созданию архитектурных шедевров, ради которых люди всегда готовы ехать за «тридевять земель». Ведь ездят же туристы полюбоваться Эйфелевой башней в Париже или мавзолеем Тадж-Махал в Индии. И у нас, в Агинском Бурятском округе, сегодня появляются новые артобъекты, привлекающие взгляд не только искушенных туристов, но и самих жителей округа. Так, летом прошлого года, в рамках программы подготовки к фестивалю «Алтаргана», состоялось открытие стелы в виде пяти морин-хууров (на снимке справа), символизирующих культурно-этническое единство бурят, проживающих волею судеб в трех субъектах Российской Федерации, КНР, Монголии. Идея реализована и исполнена по проекту почетного архитектора РФ, заслуженного строителя Агинского Бурятского автономного округа Болота Дондокова. Недели две назад в окружном центре, на стене здания АСОШ №3 появилось красочное граффити «Эрын гурбан наадан» - «Три игрища мужей» (на снимке ).
Фото Базаржаб РИНЧИНОВА
Огромное панно, на котором изображены три национальных вида спорта - стрельба из лука, конные скачки и бурятская борьба - издалека привлекают взор, особенно красочную картину можно наблюдать вечером на фоне подсветок здания. Обратившись к мэру поселка Андрею Дашину, я выяснил, что появление граффити – это его идея. Еще в прошлом году он связался руководителем творческой студии ACSEL-ART из Читы Алексеем Литвинцем. Основатель единственной в Забайкалье творческой студии, художник-граффитист Алексей Литвинец на протяжении многих лет пытается привить горожанам любовь к качественному граффити. Было много встреч, обсуждений различных проектов, что же подойдет для поселка. В итоге остановились на теме национальных бурятских видов спорта, и было выбрано место. Алексей Литвинец занимается граффити уже лет пятнадцать, а лет ему двадцать девять. В его команде три человека: один занимается нанесением рисунка на поверхность, второй - покраской, а он сам организует весь процесс работы от идеи и до её воплощения. Пребывая в краевом центре, обратите внимание на фасады некоторых многоэтажных домов: на них можно увидеть работы художника-граффитиста. В конце нашего небольшого разговора молодой художник Алексей Литвинец отметил, что, на его взгляд, Агинское выглядит достаточно привлекательным для туристов. Его самого поразила скульптура «Туншэ» известного российского, бурятского скульптора Даши Намдакова, стоящая в центре поселка. Если будут со стороны окружных или поселковых властей предложения поработать еще в округе, то его команда готова приехать еще раз.
Еще одна тема, которую хотелось бы затронуть в своей статье о национальном облике столицы Агинского Бурятского округа, - это дублирование названий улиц на двух языках - русском и бурятском - наименований учреждений, магазинов и других общественных мест. В качестве примера можно привести республику Татарстан, где давно практикуется такое двуязычие названий. В последние годы и у нас появляются положительные примеры - новые магазины с бурятскими названиями такие, как магазины «Ханза» (на снимке слева), «Хангал» и другие.
Более пяти лет назад в Республике Бурятия был принят закон о дублировании вывесок госучреждений, а также табличек с названиями улиц и иных указателей в городах Бурятии. Конечно, у нас ситуация другая, тем не менее, в Агинском Бурятском округе мы должны двигаться постепенно в этом направлении, тем более, что в последнее время наблюдается интерес туристов к нашему округу, идет обучение гидов-экскурсоводов, разрабатываются новые туристические маршруты. Пока я готовил статью к печати, мне попалась на глаза статья в бурятской газете «Информполис» о нашей землячке из Могойтуя, ныне живущей в Улан-Удэ, предпринимательнице Дине Ванчиковой, основательнице шоколадного бренда – бууз, леденцов-шагай. Одно из условий работы в ее компании «Санса» - владение бурятским языком, что очень похвально. Это замечательно, что молодые люди стараются поддержать свой родной язык, придумывают новые бренды для популяризации бурятской культуры, языка, традиций, что, в конечном итоге, идентифицирует нацию и влияет на его самосознание и дальнейшее развитие.
Базаржаб РИНЧИНОВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.