На защите интересов детей
Марина Николаевна Карандаева (на снимке) 20 лет работает социальным педагогом Амитхашинской средней школы
Второго октября в России отмечался День социального педагога. Этот праздник достаточно новый и сама профессия появилась в нашей стране в конце 90-х годов. Это было время глубоких социальных потрясений, происходящих в обществе, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшили условия жизни и воспитания детей. Как результат – выросла преступность среди подростков и молодежи, увеличилось количество беспризорных и безнадзорных детей, на первый план вышли социальные проблемы.
Именно в то время, в начале 2000-х годов, молодой педагог Марина Николаевна Карандаева стала социальным педагогом Амитхашинской школы, и вот уже 20 лет работает на страже детских интересов.
- Хоть наша профессия и появилась совсем недавно, но, по сути, новой она не является. На Руси социальная помощь была, практически, всегда, ведь сострадание и взаимопомощь – неотъемлемая черта нашего народа, - рассказывает Марина Николаевна. - Я работаю с трудными, проблемными детьми из неблагополучных семей, с отстающими в учебе, а также состоящими на различных видах учета – внутришкольном, в КДН, ПДН. Кроме того, большой пласт работы связан с приемными родителями и опекунами, Вообще, социальный педагог работает с детьми в тех случаях, когда уже выявлены какие-то проблемы в жизни ребенка. Я веду индивидуальную воспитательную работу, посещаю семьи, веду разъяснительную работу с родителями или лицами, их заменяющими. Само собой, тесно сотрудничаю с органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и полицией. Невозможно обойтись и без взаимодействия с районным отделом образования, администрацией сельского поселения, с реабилитационным центром «Орловский», центром «Ариадна» Агинского района. Оказываю материальную, социальную, педагогическую, консультативную помощи семьям и детям.
Моя главная задача – всегда и везде представлять и защищать интересы ребенка.
Один день социального педагога
Каждый день социального педагога расписан по минутам. Ей постоянно приходится куда-нибудь бежать, ехать.
Мы встретились с Мариной Николаевной в обычный рабочий день, в 8.30 утра. За час нашего общения дверь ее кабинета то и дело открывалась, и к ней заглядывали то работники столовой, то ученики с книгами, то коллеги. Здесь решаются важные вопросы школьной жизни. Социальный педагог в школе также отвечает за горячее бесплатное питание детей из малоимущих семей – вскоре после нашей встречи в школе ожидали комиссию из родительского комитета по вопросам питания.
А после обеда у нее запланирован поход по магазинам… но не для себя. Она будет оказывать помощь в покупке вещей для семьи, вставшей на путь исправления.
В обязанности социального педагога в школе также входит направление детей в санатории для оздоровления, лагеря, реабилитационные центры.
Есть у Марины Николаевны и свой любимый класс, с которым она проводит различные мероприятия, ходят в походы, дети очень отзывчивые и искренние. Хорошую поддержку классному руководителю оказывают и родители учеников.
Помимо основной работы, Марина Карандаева многие годы была председателем профсоюза работников школы. Она проводила мероприятия и выезды для коллектива, старалась, чтобы все работники школы за лето отдохнули, оздоровились и бодрыми вышли на работу. Отмечает, что коллектив у них дружный, сплоченный.
Также она возглавляет методическое объединение социальных педагогов Агинского района.
Самая высшая похвала – это доверие ребенка
В Амитхашинской школе сегодня обучаются 497 учеников, из них всего восемь на особом контроле социального педагога. Также 13 сирот, находящихся в опекунских семьях, и столько же детей-инвалидов. Один ребенок находится на учете в КДН, пять неблагополучных семей.
«20 лет назад, когда я только начинала работать, было трудное время для всей страны – было много безработных, выплаты денег часто задерживались. По разрешению родителей мы детей помещали в реабилитационные центры, если было тяжелое положение в семье – не было дров, продуктов, одежды, – вспоминает социальный педагог Карандаева. – Самая большая оценка моей работы – это доверие детей, когда они заходят ко мне просто поговорить, делятся своими тайнами. Всегда наблюдаю за нашими выпускниками. Радуюсь их успехам. Многие приходят в школу со своими новостями».
Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей.
К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку встать на путь исправления и вырасти полноценным членом общества.
«Было бы неплохо, если у старшеклассников проводились уроки семейного воспитания, - говорит Марина Николаевна. - Для того, чтобы в будущем они были хорошими родителями, любящими супругами».
Семья – моя крепость
Семья Карандаевых – коренные жители Амитхаши. Муж Алексей Викторович работает в Амитхашинской школе заместителем по хозяйственной части. Вместе супруги воспитывают троих сыновей. Старший сын Антон работает связистом на железной дороге, проживает в г.Чита, средний Дмитрий после окончания железнодорожного техникума служит в рядах Российской армии в г.Рязань. Младший Роман учится в 11 классе Амитхашинской школы. Уже три года как стали бабушкой и дедушкой.
У семьи - свое хозяйство, огород. И есть у Марины Николаевны увлечение, чисто женское, красивое, нежное – выращивание фиалок, всегда ищет новые сорта, с любовью за ними ухаживает. Набирается вдохновения, сил и энергии от общения с детьми и друзьями, природы и путешествий, что очень помогает в ее интересной работе.
Заглядывая в ее добрые глаза, понимаешь, что именно таким должен быть педагог, который работает с трудными детьми, – деятельным, спокойным, улыбчивым, внимательным, открытым, добрым.
Благополучных семей становится больше
Число мер социальной поддержки многодетных семей в нашей стране увеличивается. И, как следствие, улучшается детское здоровье, материальное положение семей. По ее наблюдениям, семьи стали более благополучными, и их становится больше. Новые выплаты и пособия для многодетных семей – очень большое подспорье в семье. Все зависит от социально-экономического положения в стране - если оно ухудшится, то это сразу скажется на детях.
Цыпелма НАМСАРАЕВА.
Фото из личного архива.