На чужой земле
Нуринск – одно из отдаленных населенных пунктов нашего округа. Несмотря на территориальные признаки, село мало чем отличается от других. На хорошем уровне здесь социальная сфера: функционируют средняя школа и детское дошкольное учреждение «Одуванчик», всегда активны местные культработники, работает фельдшерско-акушерский пункт. Администрацию третий срок возглавляет Иван Владимирович Филиппов. Жизнь в Нуринске идет размеренным и будничным темпом.
Единственное, что отличает это село – более десяти лет нет базового хозяйства, а все имущество бывшего военного совхоза №13 распродано и растащено. Было время, когда эти хозяйства, входившие в структуру в Забайкальского, а затем Сибирского военных округов, гремело трудовыми делами чабанов, доярок. Сегодня же от совхоза остались одни воспоминания, да каркасы заброшенных производственных зданий и помещений. Но это одна беда, оставшаяся в наследие от военного ведомства, другая – более серьезная, решение которой, несмотря на усилия властных структур, тянется годами.
- Прошло более десяти лет, как наше базовое хозяйство – совхоз «Нуринский» - приказал долго жить, - констатирует глава сельского поселения И.В.Филиппов. – Техники и другого имущества давно нет, а земли так и остались на бумаге за прежними хозяевами, и Министерство обороны не спешит их списывать со своего баланса, а мы, следовательно, оформить в муниципальную собственность.
А территория довольно внушительная. Это 25 тысяч гектаров пастбищ, сенокосных угодий, пашни, лесостепной зоны. И, надо сказать, что земли, раскинувшиеся вдоль побережья Онона, очень плодородны. Раньше нуринские механизаторы собирали хороший урожай зерновых и грубых кормов, а также овощных культур. Сегодня все пашни заросли бурьяном, давно по ним не проходил плуг. Коноплей и сорными травами заросли обширные площади вдоль Онона, где раньше совхоз имел богатые урожаи овощей. И люди вынуждены жечь и обрабатывать ядовитые массивы.
Конечно, нуринские земли не могут пустовать. Здесь пасется частный скот, а летом нуринцы заготавливают корма для своей живности, но, так как пастбища и сенокосные угодия бесхозные, часто возникают конфликтные ситуации за лучшие «куски», а администрация села не может разрешить спор. Местная власть не имеет ни моральной, ни юридической силы. И.В.Филиппов с досадой признает, что администрация не вправе даже определить границы сенокосных участков. Аналогичная ситуация и с общественной свалкой на окраине села и скотомогильником. Эти объекты также официально не оформлены по той же причине, что находятся на землях бывшего военного ведомства. Тем не менее, в дни осенних и весенних санитарных месячников здесь ведется работа по их облагораживанию.
Земельный вопрос становится главным «тормозом» и для людей, желающих начать предпринимательскую деятельность и создать крестьянско-фермерские хозяйства.
– Не только местные жители имеют такое стремление, приезжают из соседних районов и деревень, но документы на землю мы не можем выдать, - говорит И.В.Филиппов.
О нуринской проблеме давно известно и районным, и окружным, и краевым властям, которые принимают деятельное участие в его решении и обращались в департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, но вопрос до сих пор висит в воздухе. И так продолжается на протяжении многих лет. На сходах и собраниях жители села первым делом спрашивают у главы, когда же решится злополучный земельный вопрос. И они правы в своих ожиданиях, ведь ситуация, в которой оказалось сегодня сельское поселение «Нуринск», нелогична и абсурдна: земля, где постоянно живут местные жители, им не принадлежит. «Мы скот пасем, сено косим с оглядкой, вдруг приедут «дяди в погонах» и предъявят счет за неправомерную аренду земельных угодий», - горько шутит глава.
В этой обстановке крайне непонятно молчание военного ведомства. Уже прошло несколько лет, как нет хозяйства, занимавшегося поставками сельскохозяйственной продукции в армейские части, но только в начале нынешнего года в администрацию СП «Нуринск» с Министерства обороны пришли документы о признании банкротом ОАО «Нуринск», претерпевшего за годы рыночных реформ ряд структурных реорганизаций. Здания и сооружения по акту были списаны, но о земле – ни слова.
И.В.Филиппов говорит, что большинство этих помещений находится в аварийном состоянии и представляют угрозу жизни и здоровью людей, и поэтому принято решение начать их демонтаж. Скоро начнется сенокосная пора. В Нуринске сегодня проживает, по последним данным, около 960 человек, и население села живет за счет частного двора. Многие имеют в своих дворах различную технику и сельхозмашины, только новых тракторов китайского производства 38 единиц, примерно столько же отечественных тракторов МТЗ. И эта техника будет задействована на сенокосе, а их хозяева спешат занять лучшие участки. – Была бы земля наша оформлена по всем правилам, люди бы имели свои паи и жили спокойно, - добавляет И.В.Филиппов.
Вот такая нынче ситуация в Нуринске. Люди живут и трудятся на своей родной, но чужой по правовым нормам земле.
Сергей НАМСАРАЕВ.