Монгольские учителя поделились опытом
С 31 октября по 2 ноября делегация педагогических работников Агинского Бурятского округа посетила Хэнтэйский аймак Монголии. В состав делегации вошли руководители образовательных организаций округа, участники окружного конкурса «Лучшая образовательная организация».
Население Хэнтэйского аймака составляет около 78 тысяч человек. В административном центре аймака в г.Чингис (Yндэрхан) проживают 17 тысяч человек. Здесь функционируют четыре общеобразовательные школы и восемь детских садов, три из которых – частные. Структура системы образования Монголии разделена, имеет следующий вид: начальное образование – 1-5 классы; базовое – 6-10 классы; 11-12-е классы обеспечивают полное среднее образование.
Наши монгольские коллеги постарались продемонстрировать не только лучшие образцы монгольского образования, но и показать многообразие системы: городские и сельские учреждения, сотрудничество с родителями и общественностью, спортивную, художественно-эстетическую направленность и т.д.
Приоритетные направления работы системы образования аймака - расширение и поддержка системы дополнительного образования детей; повышение профессиональной компетентности педагогов; всемонгольский проект «Книга»; развитие каждого ребенка.
В программе работы нашей группы было посещение четырех школ и двух детских садов в г.Чингис. Дошкольное образование охватывает детей в возрасте от 1,5 до 6-7 лет, популярны ясли. Рождаемость в Монголии традиционно высокая, и пять детей по монгольским меркам – это мало. Монгольские женщины не берут отпуск по уходу за ребенком, так как пособия по уходу матерям не выплачиваются.
В Хэнтэйском аймаке охват дошкольным образованием составляет 95 проц., в очереди зарегистрированы сто детей. Практикуются вариативные формы организации дошкольного образования: частные детские сады, юрты-детские сады и выездные детские сады для детей, проживающих на стоянках. В одной группе количество детей достигает 25-30 человек.
Основными задачами дошкольного образования являются: охрана жизни и здоровья детей; их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщение к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Что интересно, с детского сада прослеживается девиз всей системы образования Монголии - «Развиваем каждого ребенка».
Организация предметно-пространственной среды в монгольских детских садах ничем не отличается от российских. Есть уголки для творческого труда, исследовательской деятельности, сенсорные зоны, уголки уединения, библиотечки, уголки патриотического воспитания. Все зоны оформлены руками воспитателей и с помощью родителей, все практично и недорого. Педагоги также следуют принципам свободы выбора, смены видов деятельности. Но удивило то, что в детских садах мало игрушек, практически нет кукол и машин.
Основной акцент ставится на развивающие игры, причем игры многообразны и многочисленны: фабричные и рукотворные, развивающие мышление, память, смекалку, воображение, речь, логику. Традиционные монгольские игры «Алагмэлхий», «Оньсомтоглоом», «Бурдайшуурэх», «Юhэн тултюур» присутствуют во всех группах. Применяя такие игры, педагоги приобщают детей с малых лет к культуре своего народа. Такую традиционную игру, как «Шагай наадан» играют во всех разновидностях.
Заметно, что в детских садах основным видом является продуктивная деятельность детей – везде и всюду демонстрировались продукты ручного труда детей. Во всех дошкольных учреждениях активно реализуется всемонгольский проект «Книга». Самодельные книжки-раскладушки, изготовленные по сюжетам монгольских и русских сказок, привлекли внимание всех членов нашей группы. Они изготавливаются из различных материалов: салфеток, картона, ткани. К оформлению книги привлекаются и родители (!). Этот вид совместной деятельности детей и взрослых очень популярен и востребован родителями.
Еще одной отличительной чертой детских садов явилось отсутствие кроватей для детей. Дети спят прямо на коврах, расстелив матрас. Подушек мы не видели. Может, это полезно?
Было интересно увидеть юрту-детский сад (юрта-цэцэрлиг). Внутри юрты также все организовано для различных видов деятельности ребенка. Что касается безопасности, то мы не видели деревянных решеток (таких привычных для нас) на батареях отопления. Может, пределы безопасности дети постигают сами?
В четырех общеобразовательных школах г.Чингис обучаются и воспитываются около пяти тысяч учеников. Во всех школах принята единая форма одежды не только для учеников, но и для учителей. Возрастной состав педагогов – молодой. Учитель, достигший пенсионного возраста, сразу уходит на заслуженный отдых.
В школах большое внимание уделяется инженерно-технической направленности, роботостроению и изучению иностранных языков – английского и русского. Шахматы изучаются как обязательный предмет во всех классах. В школе также много демонстрировались продукты ручного труда детей. Коридоры и классные комнаты оформлены работами детей.
Художественно-эстетическое направление прослеживается как одно из основных и самое развитое. Каждый ребенок или поет, или танцует, или играет на музыкальном инструменте. В каждом образовательном учреждении нас встречали концертом, в котором участвовали и дети, и педагоги. Нас поразили хор из пятисот учеников, танцы из более пятидесяти участников, духовой оркестр, оркестры национальных и электронных инструментов в школе №1. Изумили профессионально сшитые костюмы, оригинальная постановка танцев, песни.
Каждая школа имеет свою неповторимость. В школе №1 развивают творческие способности, в Хан-Хэнтийской школе нас удивили гуттаперчивые девочки, в школе Тэмуджина – дзюдоисты.
В содержательном плане монгольские школы основываются на советской методике – те же технологии и приемы, сильно развито изучение английского языка. Сегодня современная молодежь больше понимает и говорит на английском языке. Люди старшего поколения еще сохранили русский язык, поэтому мы не испытывали трудностей во взаимопонимании. И, конечно, помогало то, что монгольский и бурятский языки родственны.
На третий день пребывания в аймаке нам была предложена обширная культурная программа. Мы посетили дацан, краеведческий музей, парк, побывали в юрте скотовода и еще раз убедились: монголы – очень гостеприимный народ. Они гордятся своей страной, своим городом и очень бережно относятся к национальной культуре, традициям и истории своего народа.
М.Мункуева, Б.Моритуев,
участники делегации.