Молон-багша – бурятский Нострадамус
Окончание, начало в номере от 2 марта
...Вернемся к основной теме повествования. Как же так случилось, что уже в зрелом возрасте Молону Балтагарову пришлось уйти из дацана, обзавестись семьей и хозяйством? Существует народная мудрость, гласящая, что в своем отечестве нет пророка. Человек, не вписывающийся в общепринятые рамки норм и правил поведения, воспринимается окружающими не всегда адекватно. Про таких говорят - белая ворона. Что должны были думать о нем люди, когда наряду с исполнением их простых человеческих потребностей он изрекал: «По вершинам деревьев будут идти человеческие голоса». До изобретения радио или телефона было еще очень далеко. Или же другое предсказание, такое же совершенно дикое в представлении его окружения, жившего в войлочных юртах или же в лучшем случае в деревянных хибарах: «Из стены дома будет течь вода». Водопровод в домах провели в Забайкалье только в двадцатом веке.
Самое первое, что могло прийти в голову сородичам, что у человека просто «поехала крыша». И таким образом у него могли сложиться непростые отношения с ближайшим окружением, коллегами, плюс к этому, можно сделать предположение об обострившихся противоречиях с молодым тайшой - шалопаем, вором и беспредельщиком. Во всяком случае, разочаровавшись в жизни, он покинул пределы дацана, женился, обзавелся небольшим хозяйством. У него родились двое сыновей - Цыбик и Жигжит, второй впоследствии стал крупным ламой-лхарамбой, что ещё раз подтверждает нашу версию о причастности Молона к буддизму.
Как повествует С.А.Бахлаев, сын Жигжит, имеющий к тому времени прозвище Ульдурга-лхарамба, погиб в борьбе с оролоном-дьяволом, обитающим на горе Алтан, в Исинге, хотя отец всячески отговаривал его от этой поездки. Дальше по тексту: «На третий день после этого Молон говорит внучке: «Сегодня утром в схватке с красным быком мой сын погиб, но также пал и этот бык». Через два дня из Исинги пришло сообщение о гибели Жигжит-лхарамбы. Нарочный, прибывший с этим сообщением, застал Молона, лежащего с закрытыми глазами. Решив, что он спит, не стал его тревожить. Вдруг неожиданно для приезжего Молон повернулся спиной к нему и воскликнул: «Я знаю, зачем ты приехал, пал красный бык и погиб мой сын».
О том, что такое могло случиться, говорит следующий, не менее любопытный, факт. В семье моей супруги, уроженки Тункинской долины, бережно хранят предание о безвременно ушедшем из жизни близком родственнике, ученом ламе. В борьбе с темными силами он проводил обряд и читал тибетскую книгу у шаманского святилища. Вдруг на его открытую книгу внезапно села большая черная птица. С возгласом: «Я побежден» он закрыл книгу и через некоторое время покинул этот мир.
На вопрос внучки: «Почему он не ездит в дацан?», - он отвечал: «Здесь в Ара Халхе нет такого ламы, к которому я мог бы обратиться и помолиться. Вот скоро, в год Мыши, со стороны восхода солнца приедет лама, тогда я и помолюсь». Через несколько лет по всему Хоринскому ведомству разнесся слух, что в Эгитуйский дацан приезжает перерожденец Хорчин-гэгээн. Услышав эту весть, Молон велел внучке запрячь лошадь и поехал на хурал один, не взяв её с собой, хотя у него было плохое зрение. Молебен проходил при большом стечении народа, на открытом месте. К большому удивлению лам и прихожан, Хорчин-гэгээн, увидев подходящего Молона, прервал чтение, встал и, раздвинув толпу, пошел навстречу. Встретил с большим уважением и поклоном, поздоровался, стукнувшись лбами, привел и посадил выше себя.
И после этого необыкновенного события народ по-настоящему понял и по достоинству оценил, что среди них живет непростой человек. И тут же напрашивается вывод, что только ученого ламу или высокого перерожденца Хорчин-гэгээн мог признать себе равным или даже рангом выше и встретить с таким почтением, а не простого экстрасенса или тем более шамана.
Записывал ли свои пророчества сам Молон, неизвестно, но С.А.Бахлаев приводит данные, записанные ламой Дамбой Шойсороновым в 1907 году со слов внучки Санжал Цыбиковой, когда ей уже было 77 лет: «Мой дед предсказывал: на этой благодатной земле как солнце будет сиять учение Будды, в каждом доме будет гэбши, в каждом улусе будет габжи». Мы можем подтвердить, что после нескольких десятков лет гонений учение Будды вновь расцветает. «Царь проедет мимо нас». Случилось это знаменательное событие в 1891 году, когда наследник престола, цесаревич Николай проехал по Забайкалью.
Он предсказал первую мировую войну, последующие революционные события, падение империи и установление власти безбожников. «Придет время, когда не будет твое и мое. Честный и справедливый будет стоять у двери, лжец и мошенник - сидеть на почетном месте. Придет время слушать незрячего». Предвидел Молон Балтагаров и последующие гонения на религию: «Церковные колокола, висящие на тонкой веревке, оторвутся. Как прекрасны дацаны, но почему-то изнутри торчат лошадиные уши». В 1985 году мы с группой учащихся совершили экскурсионную поездку по округу и посетили Цугольский дацан. Сохранившийся от больших разрушений благодаря военным, которые там устроили склад, его комплекс зданий представлял собой печальное зрелище. От летней жары внутри помещений прятались лошади и словно в насмешку наверху висела табличка, гласящая: «Памятник истории находится под охраной государства».
Интерес представляют предсказания, касающиеся технического прогресса, наряду с радио и водопроводом им были предсказаны железные дороги: «Железная змея обойдет земной шар», или же появление электрических сетей: «Огненная змея опояшет землю».
Некоторые пророчества трудно понять и расшифровать, потому что они изречены иносказательно. «Придет время, когда ядовитые змеи будут жрать свою мать» или же: «Пестрые змеи будут поедать друг друга». Может, это были окаянные тридцатые годы прошлого столетия, когда были развернуты страшные репрессии, террор против собственного народа, устроенные большевиками, потеря всякой морали и устоев, когда ближние стучали друг на друга. Наступили времена, предсказанные им, когда скрывали или отказывались от родственных и дружеских связей с зажиточными людьми, ламами, шаманами: «Придется бросить в воду (отказаться и забыть) свою родословную».
«В год Змеи будут биться как змеи». Вторая мировая война началась именно в год красной, огненной Змеи. «В год Быка примут правильное решение по восстановлению порядка» - может быть это 1985 год, когда, по словам М.С.Горбачева, началась провозглашенная им перестройка – «Восстановится религия, появятся новые боги, и они избавят от болезней и будут бороться с всякими невзгодами».
«В 90-93-х гг. будет большое удивление» - может, это развал СССР и изменение Конституционного строя России и последующий расстрел Белого дома, которое случилось в конце двадцатого века, во всяком случае, в девяностых предыдущего столетия, такого масштабного события не припоминается, кроме встречи наследника-цесаревича.
Особое место в пророчествах Молона занимает тема переселения в сторону восходящего солнца, то есть в Монголию. Но некоторые склонны понимать смысл предсказанного в переносном смысле, подразумевая под этим гонения и репрессии, устроенные коммунистическим режимом и последующую коллективизацию. Сам пророк предрекал три потока переселений: «Первый поток грозит хозяину святых мест, второй поток терпимо, третий поток переселения грозит перенаселением. Это будет трудное переселение, особенно будет трудно детям и старикам». Далее он говорил: «Будете кочевать в сторону восходящего солнца. На своем пути встретите писаный камень, который надо рубить (может, это государственная граница) и повернуть в обратную сторону, тогда на той стороне откроется бескрайняя степь. Кто достигнет того места, будет счастлив. Будет сиять солнечный свет над мирным небом». Существуют стихотворные строки известного нашего классика литературы Хоца Намсараева, которые, если перевести на русский язык, примерно звучат так: «По Молона-багша предсказанию порешили кочевать в Монголию».
Но как гласит предание, в конце жизни он признал, что, по всей вероятности, большого, массового исхода народа все-таки не будет. Решив определить время начала переселения, о котором он многократно говорил, велел внучке запрячь воловью повозку и выехал в сторону почитаемого места. Вернулся очень удрученный и промолвил: «Видимо, переселения не будет, я забыл кресало и не смог развести жертвенный огонь».
Тема массовой перекочевки в Монголию звучала и в откровениях другого нашего известного сородича, ольхонского пророка Барнашки (Биртагаева), жившего на рубеже веков и умершего в начале двадцатых годов прошлого века. Прожил он трудную жизнь, имел шаманские корни, но ближнее окружение и, даже жена, считали его полусумасшедшим, говорящим всякие небылицы. Слава пришла к нему лишь после смерти, когда стали сбываться его предсказания, связанные с мировой войной и революцией и последующими катаклизмами. В одном из своих пророчеств он говорил о переселении бурят в Монголию из-за природной катастрофы, в другом – о возможном в будущем добычи нефти со дна Байкала. В наше время на дне озера найдены крупные запасы газоконденсатов.
Молон Балтагаров происходил из рода хубдууд племени хори, из какой кости неизвестно. В селе Ульдурга в настоящее время живут потомки его сына Цыбика, не совсем полная родословная линия выглядит так: Тогтохо – Тулэгэн – Балдагар – Молон - Цыбик – Дамша – Шираб – Жалсан. Вероятно, здесь учтены не все потомки, особенно по женской линии. Остается выразить надежду, что в будущем придут молодые и талантливые ученые, которые займутся исследованием жизни этого незаурядного человека.
Б-Д.Базаров, с.Челутай.