Главная » 2013 » Июнь » 25 » Много лет тому назад...

Много лет тому назад...

25.06.2013 в 11:25 просмотров: 2248 комментариев: 0 Власть и общество
Счастливые  и трагические судьбы коренных жителей пос.Агинское
 
 


 

 Русский хорошо известный в Прибайкалье богатый купец Пантелеймон Татауров часто ездил по своим торговым делам на Баргузинские золотые прииски. Проездом обязательно останавливался в одной деревне на берегу Селенги. Его связь с местными жителями основывалась на крепкой и бескорыстной дружбе. Будучи членом Иркутского купеческого общества и владельцем торгового дома, пожертвовал немалую сумму денег на дальнейшее строительство и развитие деревеньки. Благодарные жители назвали свою деревню Татаурово в честь этого купца, торговца и благодетеля.
Сейчас это Старое Татаурово с семью улицами Прибайкальского района Республики Бурятия.
 Пантелеймон положил начало большому и дружному роду. Имея своих детей, усыновил бурятского мальчика, который после крещения и принятия православия стал Александром Пантелеймоновичем Татауровым. Овладел русской грамотой, разными ремеслами. Крещеный и усыновленный бурятский парень женился на русской девушке, завел семью и вместе с родственниками жил в небольшой деревне на Ингоде, получившей название от первых поселенцев Татауровых. В данное время это село Татаурово Улетовского района Забайкальского края. Двое сыновей Александра Пантелеймоновича – Федор и Григорий, воспитанные в духе русского патриотизма, но с учетом традиционных бурятских обычаев, со своими семьями с Ингоды переехали в Агинское. Собственно села такового еще не было. Оно только-только зарождалось, здесь жили первые поселенцы Александр Татауров, Федор Наумов и Алексей Усольцев, дома которых располагались в один ряд от устья ручья Куоша. Вот они-то и помогли Федору и Григорию обосноваться на новом месте, быстро срубить дома.
 Таким образом, в Агинском осели несколько семей Татауровых – представители трех ветвей одного родового дерева.
 Во все времена и везде славились Татауровы защитниками родного Отечества, умелыми плотниками, кузнецами, меткими охотниками, шорниками, сапожниками, учителями и священнослужителями. Один из них – Федор Александрович, окончивший Читинское приходское училище и ставший мастером ремесленных дел, а в Агинском еще землепашцем и скотоводом. Его дети стали подвижниками, просветителями. Алексей закончил Читинскую духовную семинарию, Феодосий – Иркутскую.
 Еще один - Михаил Федорович, изображенный на фотографии в окружении двух внучек, еще в шестнадцать лет поступает в Читинское четырехклассное приходское училище, после завершения учебы приезжает в Агинское к отцу с молодой женой – выпускницей медицинских курсов Екатериной Куклиной.
 Грамотный Михаил, как и все агинские жители, занялся скотоводством, имел заимку, огород, пашню. А когда в Агинском утвердили должность старосты сельского общества, то на это место назначили Михаила. Он свободно владел бурятским языком,  старомонгольской и монгольской грамотой. Зная национальные обычаи, пользовался у агинчан большим уважением. Был в большой дружбе с бурятами.
 На должность сельского старосты назначался наиболее грамотный и уважаемый человек. Он был руководителем сельского общества, объединявшего односельчан. В 37 лет Михаил Федорович взвалил на свои плечи эту ношу. При его активном участии через реку Агу построили деревянный мост, сделали отвод русла реки от левого берега, чтобы не было подтопления жилья, огородов. В устье Харгутуя построили небольшой кирпичный заводик, где обжигали кирпич-сырец и известняк для получения извести. Построили водяную мельницу.
 В 1903 году агинский православный миссионерский стан в связи с упразднением Агинской степной Думы был преобразован в Агинскую инородческую волость с вхождением в Нерчинский округ Читинского уезда. Старшиной волостного управления стал Бато-Далай Очиров, до этого работавший в канцелярии Думы, а на должность старосты волости на сельских сходах избрали Михаила Федоровича Татаурова. За многолетний и плодотворный труд наградили его двумя золотыми медалями «За усердие», по итогам первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года он был удостоен бронзовой медали «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897». По представлению председателя правительственной комиссии по изучению поземельного устройства населения Забайкальской области А.Н.Куломзина М.Ф.Татауров был также награжден медалью.
 В роду Татауровых самой светлой и, пожалуй, самой драматичной личностью был младший сын Михаила Федоровича – Евсей.
 Он в 1900 году, в год открытия Читинской учительской семинарии, поступает в это учебное заведение с пятилетним сроком обучения. Пройдя четыре теоретических курса и год практики, успешно выдержав выпускные экзамены, с правом учителя церковно-приходской школы при миссионерских станах получает направление в Курумкано-Гарчинский миссионерский стан Прибайкальской духовной миссии. Обучал детей бурят и эвенков элементарной русской грамоте.
 Проработав чуть более года, по семейным обстоятельствам возвращается в Агинское и становится учителем церковно-приходской школы Забайкальской духовной миссии.
 Его судьба – свидетельство характера необыкновенно сильного человека. Но и он как личную трагедию воспринял гонение на российскую интеллигенцию после революции и постреволюционное время.
 В январе 1918 года декретом Совнаркома об отделении церкви от государства оказались закрытыми миссионерские станы и школы. Е.М.Татаурову с трудом удалось устроиться в другую Агинскую церковно-приходскую школу. А еще через три года, согласно приказу наркомата просвещения, церковно-приходские школы были закрыты, учителей уволили без права работать во вновь открываемых трудовых школах первой и второй ступеней.
 Евсей Михайлович великолепно играл на скрипке во время церковных праздников в Агинском, Кяхте и Оловянной, где он жил со своей семьей, приглашался в храмы как псаломщик-чтец. Его бас завораживал прихожан. Евсей Михайлович среди местного населения, особенно среди бурятского, пользовался большим авторитетом. К нему шли за советом, мог составить прошение грамотно и каллиграфическим почерком.
 Евсей Михайлович прекрасно знал бурятский, монгольский и даже тибетский языки, письменность. Оставшись не при учительских делах, трудился в потребительском кредитном обществе в Аге, был счетоводом, секретарем исполкома в Агинском.
 Умер преждевременно в пятьдесят лет.
 Его родные братья – Максим и Александр - унаследовали от своего деда кузнечное дело. Имели на берегу реки Ага кузницу со всем набором инструментов и оборудования. Однажды в селе Агинское у имеющейся полуторки лопнул основной рессорный лист, и автомашину поставили на ремонт. Найти нужную деталь не удалось. Тогда запчасти были на вес золота. Обратились к кузнецам Татауровым. И те выковали и закалили рессорный лист до нужной прочности. И полуторка снова была на ходу.
 Александр и Максим – первые агинские кузнецы, изготавливавшие детали для сельхозмашин, предметы, необходимые в хозяйстве и в быту, участвовали в установке чугунной ограды при строительстве Агинского Свято-Никольского храма.

                                               Б.НЕСТЕРЕНКО, п.Агинское.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES