Главная » 2012 » Февраль » 21 » «Мне было что терять...»

«Мне было что терять...»

21.02.2012 в 11:24 просмотров: 4099 комментариев: 1 Архив материалов

Владимир Цыденжапов: «Мне было что терять...»

 

Командир отряда, не раздумывая, прикрыл собой мину и спас девять жизней  

 

Впервые я узнал о Владимире Цыденжапове, капитане спецназа ГРУ, накрывшем собой мину и спасшем своих солдат, в 2004 году в Москве. В газете «Московский комсомолец» от 15 июля 2004 года была напечатана статья журналиста Ольги Божьевой «Воины Чингисхана» о подвиге нашего земляка, офицера-спецназовца, уроженца степного Кункура.

 

Из статьи О.Божьевой: «…Впереди раздался щелчок. Он не был похож ни на один природный звук: ни на стук падающего камня, ни на трескотню кузнечика. Звук жесткий, чужой, металлический - так перед взрывом срабатывает мина. - Всем стоять! - скомандовал Цыденжапов. Резко схватил за лодыжку остановившегося впереди Николая Быкова и осторожно прощупал землю под его ступней. Опасность исходила оттуда. Он узнал ее: ПМН-2 - мина нажимного действия эквивалентом примерно в 200 грамм тротила. Она ждала до тех пор, пока держала на себе человеческий вес. Но стоило Николаю шагнуть или хотя бы переступить с ноги на ногу, тут же раздался бы взрыв. На решение - что делать - была минута. Больше у ребят могли просто не выдержать нервы. Владимир оглянулся: метрах в трех от него, сбившись кучкой, застыли восемь двадцатилетних пацанов - солдат из его отряда. Впившись глазами в командира, они ждали приказа. - Всем пригнуться! Головы прикрыть "разгрузкой” (магазинами для автоматов, они должны были сыграть роль брони. - авт.)! Спиной не поворачиваться! Командир знал: ранения в спину самые тяжелые - если осколок заденет позвоночник, на всю жизнь можно остаться парализованным. Дать команду, чтобы солдаты разбежались, тоже было нельзя. Здесь могла оказаться не одна мина, а целое минное поле, и тогда взрывы и осколки уложили бы всех. Владимир, продолжая держать ногу Николая на мине, придвинулся к нему. В последний раз оглянулся: да, ребята все сделали правильно и были уже в относительной безопасности. Теперь оставался только Николай. Командир завел его свободную ногу за свое плечо и перекинул его через себя как можно дальше. …Последнее, что он запомнил, - хлопок, а потом долгая-долгая темнота».  

 

Сегодня Владимир Цыденжапов с супругой Чимитой живет в окружном центре, поселке Агинское. Мы с фотографом нашей газеты Сергеем Доржиевым напросились к ним в гости, чтобы подготовить статью к 23 февраля – ко Дню защитника Отечества. После того тяжелого ранения врачи в госпиталях Ханкалы, Моздока и Ростова из его тела вытащили сорок три  осколка, в основном из ног и семь осколков вынули из головы. Остался Володя без левого глаза, ноги, без фаланг пальцев на правой руке. Врачи долго боролись, пытаясь сохранить ногу, но через девять месяцев началась гангрена. Ее пришлось ампутировать. «Пожадничал ты, герой, - то ли подбадривали, то ли упрекали его доктора, - все осколки на себя собрал, никому не досталось». Никому из его солдат и вправду не досталось. Только прапорщику Николаю Быкову ногу выше щиколотки ампутировали. Он в ростовском госпитале заходил к командиру уже на костылях. Потом самолетом их переправили в Москву, разбросали по разным госпиталям, и друг друга они потеряли.

Володя и его жена Чимита выросли в одном селе. После школы она собиралась стать операционной сестрой, но училище пришлось бросить: падала в обморок - не переносила вида крови. Кровь перестала ее пугать, когда в госпитале стала ухаживать за раненым мужем. В конце 2005 года офицера Цыденжапова, не пожелавшего уйти по инвалидности из армии, перевели из Чечни в Муйский райвоенкомат Республики Бурятия, а в сентябре 2006 года он с семьей вернулся на родину, в Агинский Бурятский автономный округ, стал служить в окружном военном комиссариате начальником третьего отделения. Тогда я, журналист Агинского телевидения, вместе с председателем союза воинов-интернационалистов Баиром Найдановым готовил о нем, о его подвиге видеосюжет. Сейчас майор запаса Владимир Цыденжапов на пенсии по состоянию здоровья, но, несмотря на тяжелое ранение, он сегодня нисколько не сожалеет о выборе своей судьбы.

Родился он в 1966 году в селе Кункур Агинского района. С детства мечтал о погонах, был спортивным, статным, с младших классов собирался стать десантником. Поступал в Рязанское высшее военное училище, но не прошел по конкурсу. Когда его, как и других сверстников, призвали в армию, сам попросился в ВДВ.  Попал в Ленинградский военный округ, где в то время была единственная в СССР учебка спецназа ГРУ. - Тогда таких слов – «спецназ ГРУ - не произносили, - рассказывает Володя, - все было засекречено. Говорили просто: десант. И форма у нас была десантная, и задачи похожие. Потому наши спецназовцы сейчас отмечают и 2 августа - День ВДВ, и 5 ноября - День военной разведки, и теперь вот уже третий год - 24 октября - День спецназа.

Из ленинградской учебки он вышел сержантом и поехал служить в Забайкалье.  В бригаде ГРУ в Улан-Удэ его взвод был лучшим. Отслужив, вернулся домой. Работал, учился. Окончил заочно строительный техникум и пединститут. После окончания института судьба его круто переменилась - его вдруг вызвали в военкомат. В Улан-Удэ расширялась бригада спецназа, подбирали кандидатов. Суровый полковник ГРУ сказал: "Я по документам уже прошелся, про тебя кое-что знаю. Ты подходишь. Если согласен у нас служить, пиши рапорт”. И Володя сразу написал. Он всегда хотел быть военным, а тут такое предложение! Сначала он служил в Улан-Удэ, изучал минное дело. Потом офицеров бригады стали направлять в Чечню. В 2002-м подошел и его черед. "Я не мальчишкой попал в Чечню, - рассуждает Володя, - у меня к тому времени уже семья была: жена, дочь… Мне было что терять. Есть, конечно, и такие, кто стремился подзаработать, сделать карьеру. Я ехал по приказу. Потому и цель была: отслужить, что положено, и вернуться не контуженым, не раненым. Для жены - мужем, для дочки - отцом”. Служил в комендатуре на юге Чечни. "Чтобы знать планы боевиков, - рассказывает, - командир отряда ГРУ должен создать хорошую агентурную сеть. Но и у бандитов кругом своя агентура. Война, которая там шла, была войной разведок”. Когда через агентов или радиоперехват становилось известно, где появятся боевики, разведгруппа встречала их первой. Устраивала засады. На боевые задания иногда приходилось выезжать по нескольку раз в день. Разведчики Цыденжапова действовали очень успешно, уничтожили даже одного известного полевого командира. Такое бандиты редко прощают. От командира, который приносит слишком много вреда, боевики стараются избавиться. "Тебя "заказали”, - сказал как-то на встрече один из его агентов. Володя вспоминает об этом спокойно: "Когда знаешь об опасности, все чувства обостряются, появляется какой-то животный инстинкт, который тебе помогает выжить. Но я боялся, что могут пострадать те, кто окажется в этот момент рядом. Буду, например, с ребятами ехать на броне, а их вместе со мной положат. Не хотелось бы. Я же командир и должен вернуть их родителям живыми и здоровыми”. И вернул. В тот день, когда сработала эта злосчастная мина, Володя вел отряд к цементному заводу. Была наводка: там работает радист, через которого боевики держат связь по всей Чечне. Его надо было убрать. Это задание капитан Цыденжапов выполнить не смог. Но спас девятерых своих солдат.

Во время нашего разговора я увидел прямо над нами божницу с бурханом. Заметив мой взгляд, Володя улыбнулся и сказал: «Это Жамсаран-бурхан, покровитель воинов, мой сахюусан. В трудных ситуациях, когда, например, гангрена поразила ногу, и ее пришлось ампутировать, только вера и близость родных спасали меня от тяжелых мыслей». Супруга Чимита, напоив нас чаем, ушла на работу, а мы продолжали беседовать о жизни. Володя, как я понял, человек очень скромный, и что-либо попросить лично для себя он не может. Простой пример: его машина в эти суровые морозные дни стояла на улице, рядом с домом, а напротив, через улицу, большой гараж поселкового транспортного предприятия. По обращению сотрудников партии «Единая Россия», чей офис расположен в соседнем доме, и пониманию главы администрации поселка Агинское  Володина машина обрела место  в теплом гараже. А он сам ходить и просить ни за что не стал бы, хотя он, наверное, имеет такое право, как офицер, с честью выполнивший свой воинский долг. На мой вопрос, что он думает о молодежи, о сегодняшнем понятии долга перед Родиной, Володя, задумавшись, ответил: «Конечно, у каждого времени свои герои, и я уверен, сегодняшние ребята могут сделать многое. Далеко ходить за примерами не надо, вспомним нашего земляка, Героя России, матроса Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова, ценой своей жизни спасшего боевой корабль и своих сослуживцев».

Дочь моего собеседника, Туяна, недавно закончила  институт и в скором времени будет служить в пограничных войсках ФСБ; племянник Чингис, отслужив в армии,  учится на первом курсе Рязанского воздушно-десантного училища. Так что есть продолжение традиции, или, как говорится, мечты сбываются. Володя в конце нашей беседы упомянул, что в детстве у него была еще одна мечта – сорвать с растущего дерева яблони большое яблоко и съесть. Его мечта сбылась - он побывал во многих местах, где растут не только яблони, но и другие диковинные для степного человека фрукты - сливы, арбузы, дыни, груши.

Уже прощаясь с Володей, я заметил, что на его парадном кителе, надетом специально к приходу корреспондентов, много наград, знаков отличия, нашивок о ранении. И я подумал: ведь поднимали же несколько лет назад вопрос о его награждении, о представлении к званию Героя России, но, похоже, где-то бюрократическая машина затормозила и не дала ход делу. А ведь заслужил наш земляк, боевой офицер, спецназовец ГРУ Владимир Цыденжапов звание, своей кровью заслужил. И мы, особенно наша молодежь, не должны забывать, что рядом с нами живут герои.  

        

  Базаржаб РИНЧИНОВ,

фото Сергея ДОРЖИЕВА, и из интернета.   

Фотографии по теме
Комментарии 1
avatar
1 Bair-a • 11:08, 25.02.2012
Давайте начнем движение за представление Цыденжапова к званию Героя, вы как думаете?
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES