Металлолом отгружается на металлургические комбинаты
В советскую эпоху сбор вторичного сырья - стеклянной тары (от бутылок до банок), макулатуры, металлолома - был возведен в ранг государственной задачи, общесоюзное мероприятие позволяло при минимуме затрат обеспечивать дешевым сырьем металлургические заводы, целлюлозные комбинаты, вино-водочную и пищевую отрасли. Была сформирована широкая сеть приемных пунктов по всей стране.
Мой одноклассник Виктор Свиридов и его друг Александр Шангин, работящие и смышленые с детства, в школьные годы упорно занимались сбором и сдачей вторсырья – от ржавых кроватей до подшивок газет и журналов. Благо, отец Саши, дядя Степан Шангин, моряк-фронтовик, был приемщиком заготконторы Агинского райпо. Организация, кроме того, принимала в больших объемах шкуры КРС, овец, свиней, лошадей, заготавливала картофель, капусту, другие овощи, ягоду, дикоросы, мясо и даже кости, рога и копыта.
В седьмом классе ребята за лето на сдаче вторсырья заработали деньги на велосипеды, правда, половину суммы добавили родители, но, тем не менее, если поставить цель – можно было подзаработать, особенно, на сдаче стеклотары. В городах за молочную тару расплачивались свежим молоком в бутылочках. Для студентов и бабушек это было выгодно, за макулатуру можно было заполучить внеочередную подписку на редкие книги и журналы моды.
В перестроечное время система вторсырья канула в Лето, исчезла. Парадокс, новоявленные «нувориши» обанкротили, а затем в виде металлолома отправили за «кордон» Петровск-Забайкальский металлургический комбинат – лидера сталеплавильной отрасли региона, который жил и работал именно на металлоломе.
Перейдя в частные руки, сохранились и по-прежнему действуют предприятия «Вторчермета» по приему металлолома. В п.Могойтуй работает один из филиалов ООО «ДВМ» («Дальневосточный вторичный металл»).
С руководителем предприятия А.Д.Будаевым, имеющем звания лучшего муниципального служащего России и заслуженного муниципального служащего Агинского Бурятского автономного округа, мы встретились на производственной базе, в административном здании. На территории работал пресс, краны загружали брикеты металлолома в вагоны. Кроме того, Александр Дондокович является председателем совета муниципального района «Могойтуйский район».
- Металла сдается мало, он еще есть, особенно на полевых станах, стоянках, но из-за удорожания транспортировки многие не стремятся везти его нам. Хотя приемочные цены выросли в последнее время в три-четыре раза, - говорит начальник филиала, имеющего 75-летнюю историю. Производственно-заготовительное предприятие «Вторчермет» на территории Читинской области было создано в 1943 году, могойтуйский участок – пятью годами позже, сказалась близость к железной дороге – маньчжурской ветке Транссиба. В 1994 году могойтуйская база в результате реформирования стала филиалом ОАО «Втормет». Деятельность предприятия осуществляется на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. ООО «ДВМ» имеет сеть филиалов в федеральных округах страны. В структуру «ДВМ-Чита» входят 14 филиалов в Забайкальском крае, в том числе, в Могойтуе, Борзе, Досатуе, Атамановке, Шилке, Сретенске, Могоче, Чернышевском, Приисковой, Кадале. В Чите работает еще несколько аналогичных компаний по приемке металлолома.
- Могойтуйский филиал имеет бессрочную лицензию на приемку лома цветных и черных металлов, в отличие от приемщиков на дому, - рассказывает А.Д.Будаев. – Имеем подъездные пути, функционируют два башенных крана ГПК-5, гидравлические ножницы и пресс для пакетирования кузовов автомобилей, сельхозтехники, есть газорезочное оборудование, во владении два гектара земли прирельсовой огороженной базы, склады для сбора, переработки и хранения лома, пропана и цветного Недавно предприятие получило бортовой МАЗ-500 со стрелой мини-крана для выездов и сбора металлолома на местах, в населенных пунктах, автомобиль старый, но трудяга минского завода имеет репутацию «неубиваемого» и еще послужит.
- Какова ваша главная функция или задача? – спрашиваю у Александра Дондоковича.
- Прием, переработка и отправка черного и цветного лома, вторичного металла, сельхозтехники, старых автомобилей, батарей, бытовой техники, приборов, к примеру, холодильников, плит, посуды, меди, алюминия, - отвечает собеседник.
- А по какой цене принимаете лом?
- Цена лома выросла в разы, и лом классифицируется по трем категориям. Самый ценный – 3А (толщина металла – четыре мм и выше, размер по периметру не более 80 см), оценивается в 12 тысяч рублей за тонну, лом категории 5А (толщина не менее четырех мм размером более 80 см) оценивается в десять тысяч рублей, за жесть категории 12А сдатчик получит порядка пяти тысяч за тысячу кг. По другой шкале оцениваются цветные металлы.
Поступивший металл разрезается, прессуется в брикеты и загружается в полувагоны.
Необходимо загрузить в 80-тонный вагон не менее 60 тонн сырья в течение пяти дней. За более длительный срок, задержку вагонов, можно «нарваться» на штрафы их собственников.
- Железная дорога, как и РАО «ЕЭС», после акционирования разделилась на различные дирекции – владельцев путей, придорожных заводов и депо, подвижного состава, энергетиков, поэтому заявки на вагоны подаются заранее и при уверенности, что они не будут простаивать. Выросли железнодорожные тарифы и услуги железной дороги. По словам А.Д.Будаева, предприятие отгружено по 15-18 вагонов лома потребителям, с этого года - по три-четыре.
- Куда отправляете сырье?
- По всей Российской Федерации, в данный момент отгружаем на металлургические комбинаты в Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Новокузнецк.
«Вторчермет» занимается утилизацией списанных авто, мото- и сельхозтехники, выдает справку, на основании которой ее можно снять с учета в ГИБДД, не платить налоги за несуществующие автомобили или комбайн. Еще один интересный момент – головное предприятие ООО «ДВМ» после сдачи старого легкового автомобиля, грузовика, автобуса имеет право выдать сертификат для вхождения в государственную программу по субсидированию части затрат на покупку новой техники. Правда, в этом случае сдаваемое авто должно быть полностью укомплектованным – от аккумулятора до колес, резины и радиатора. Таковы требования госпрограммы.
Задали мы вопрос по приему металла от утилизированных боеприпасов.
- Нет, утилизированные боеприпасы не принимаем, заводы их теперь не берут. Раньше по четыре-пять грузовых вагонов в день уходили металлургам, - категорично заявляет А.Д.Будаев. – Это уже противоправные действия, которые могут иметь административные и другие последствия.
Коллектив из девяти человек коснулось сокращение – убрали специалиста по радиационной безопасности (дозиметриста), обследовавшего металл, поступавший из Краснокаменска, Новоорловского ГОКа. Сам начальник отвечает за взрывоопасность сырья, прошел соответствующее обучение. Можно отметить ветеранов производства Владимира Терещенко, Николая Трубникова, приемщицу Баярму Будаеву, Долгор Бальжинимаеву, машиниста крана, универсала Николая Егорова. Задержек по зарплате и оплате за сданный лом практически нет.
В конце разговора выяснился любопытный факт – кузов тольяттинских «Жигулей», превратившийся под прессом в брикет, весит 240 кг, а «Москвича» - 320 кг. Советская машина была крепче итальянской?
Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.