Мегапроекты, изменившие инфраструктуру округа
В Агинском Бурятском автономном округе одними из наиболее значимых для развития всего региона были реализация двух мегапроектов, как по вложенным средствам, так и по экономической целесообразности - строительство и реконструкция двух автомобильных дорог «Агинское - Дульдурга» и «Агинское – Нижний Цасучей».
В целях правовой обеспеченности проектов были приняты окружная целевая программа развития сети автомобильных дорог, Администрация округа определила программу строительства дорог, организовала систему финансового обеспечения из федерального и окружного бюджетов, привлекла к реализации проектов мощности дорожных строителей Читинской области, Республики Бурятия, местных ДСУ.
В 2002 году силами дорожно-строительных организаций ДСУ-5 п.Агинское, ДРСУ с.Дульдурга, ДРСУ с.Акша, других дорожников Читинской области началась реконструкция автодороги «Агинское – Дульдурга». В июле 2006 года в округ прибыли дорожные строители компании «Икат +» из Республики Бурятия, построившие 23 км автодороги. Было построено 11 мостов, 85 водопропускных труб, перевезено два млн. кубических метров грунта, уложены тысячи тонн асфальтобетонной смеси. Только «икатовцев» работало более 400 человек.
Четвертого ноября 2006 года на 53-м км состоялась торжественная церемония открытия дороги «Агинское – Дульдурга». Общая протяженность трассы составила 86 км, дорога обошлась в 920 млн.рублей, в т.ч. из окружного бюджета было выделено 350 млн.руб.
Помощник полномочного представителя Президента РФ в СибФО В.Халанов при открытии дороги отметил, что Главе Администрации Агинского Бурятского автономного округа Б.Б.Жамсуеву при встрече с Президентом РФ В.В.Путиным (2005 г.) удалось получить поддержку главы государства о выделении средств на строительство дороги из федерального бюджета в размере 350 млн.рублей.
В январе 2007 года на итоговом совещании – отчете Администрации Агинского Бурятского автономного округа Б.Б.Жамсуев озвучил идею и реализацию крайне важного проекта – строительства автодороги «Агинское – Нижний Цасучей». Бюджет нашего субъекта за счет неналоговых поступлений резидентов Бинбанка, активных и грамотных действий Администрации округа, Постоянного представительства округа при Правительстве РФ, Департамена дорожного строительства позволили в короткие сроки разработать ПСД, пройти экспертизу и определить генерального подрядчика. С конца 2006 года «Икат +» из Бурятии приступило к земляным работам на дороге «Агинское – Нижний Цасучей». Работа была напряженной, ставилась задача за один строительный сезон 2007 года построить автодорогу с асфальтовым покрытием.
Администрация округа на основании закона №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» заключила договор на строительство автодороги «Агинское – Нижний Цасучей» с компанией «Икат+» из Республики Бурятия (ген.директор Б.Л.Очиров). Объем выделенных средств составил один млрд. 487 млн. 523,64 тыс.руб., в т.ч. из федерального бюджета 270,5 млн.руб., из окружного - один млрд. 217 млн. 023,641 тыс.руб. От проектирования, сдачи в эксплуатацию до рекультивации земель осуществлялся комплексный контроль со стороны Администрации Агинского Бурятского автономного округа. 17 ноября 2007 года реконструкция дороги «Агинское – Нижний Цасучей» протяженностью 75 км была завершена и открыто сквозное движение. В трассу было уложено более одного млн. кубометров грунта, 170 тыс. тонн асфальта, использовалось десять тысяч тонн битума, на ст.Могойтуй было принято 520 вагонов грузов различного предназначения. Гость из Москвы, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства С.Е.Полищук на открытии дороги заявил, что строительство дороги «Агинское – Нижний Цасучей» - это второй результат по строительству линейных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации. По словам федерального чиновника, аналогичная дорога по категории и протяженности в 2007 году была построена в индустриальной Московской области.
На строительстве дороги «Агинское – Нижний Цасучей» ООО «Икат +» было задействовано более 330 специалистов дорожной отрасли, двадцать самосвалов «Вольво» и «Ивеко», девять экскаваторов «Хитачи», два германских асфальтоукладчика «Титан», более десятка бульдозеров «Комацу», «Катерпиллер», САТ, американские фронтальные погрузчики, асфальтово-бетонный завод «Ермонт» французского производства и многое другое. На пике строительства здесь трудились в две смены более 500 человек, не менее 70 единиц техники. Задержек по финансированию не было, что и позволило построить дорогу за столь рекордные сроки – за один строительный сезон. Была проделана огромная работа по координации действий, в соответствии со всеми правовыми, экологическими и иными нормами. Была решена задача по модернизации дорожной инфраструктуры округа, юго-востока Забайкалья. Общее руководство, контроль, финансовое обеспечение проводила Администрация Агинского Бурятского автономного округа во главе с Б.Б.Жамсуевым, который был инициатором строительства дороги «Агинское – Нижний Цасучей», ранее - дороги «Агинское – Дульдурга». Вспоминается телеграмма главы администрации Ононского района В.Духновского, отправленная в адрес Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа, где говорилось, что жители Ононского района благодарят за строительство дороги «Агинское – Нижний Цасучей», исполнилась вековая мечта селян и дорога придаст мощный импульс развитию соседнего района. Главное, что Агинский Бурятский автономный округ, как субъект Российской Федерации, его бюджет были в состоянии обеспечить полноформатное финансирование проекта, что позволило привлечь федеральные средства на условиях софинансирования.
Прошло более десяти лет со дня сдачи в эксплуатацию автодорог до Нижнего Цасучея и Дульдурги, многое стерлось из памяти, у некоторых событий, которые произошли за счет труда большого числа людей от руководителей исполнительной власти, подрядных организаций, до рядового дорожного рабочего, инженера, водителя, появляются псевдо «авторы» и «проектировщики». Недавно случайно попала в руки статья «инициативной группы по работе над улучшением социальной жизни» в газете «Ононская заря» от 22 июня 2018 года, где авторы безфамильного материала пишут, что «с дрожью в теле и душе ожидали проезда от села Цокто-Хангил до села Нижний Цасучей, когда выходя из автобуса или автомобиля стояли, стряхивали с себя пыль и мечтали о хорошей дороге, которыми славились все союзные республики бывшего СССР». Далее «инициативная группа» констатирует «хорошо, что есть на земле неравнодушные люди, которые не только мечтают (!) об улучшении условий в нашем крае, но и реальными делами улучшают ее». И по мнению этих же «улучшателей социальной жизни», видимо Ононского района, одним из таких целеустремленных людей является Владимир Борисович Чимитдоржин, преподаватель железнодорожного колледжа в г.Чита. С их слов, благодаря целенаправленной работе инициативной группы, одним из лидеров которой является Владимир Борисович, была спроектирована и построена дорога от поселка Агинское до села Нижний-Цасучей… Ни много ни мало. Поражает то, что «коллеги» по перу безаппеляционно заявляют «о новом строителе дороги». Создается ощущение, что они только что вышли двоечниками из-за школьной парты или же заведомо, зная реальную историю строительства дороги, дают ложные сведения и «возвеличивают» отдельно взятую личность, не имевшую никакого отношения к строительству магистрали, «политика» местного уровня. Хотелось бы, посоветовать «авторам» или членам «инициативной группы» по работе над улучшением социальной жизни, написавшим в уважаемой «Ононской заре» откровенный вымысел в отношении В.Б.Чимитдоржина, быть честнее и компетентными и не выставлять его «мечтателем улучшения условий жизни» в нашем крае.
В Агинском Бурятском автономном округе за два пятилетия самостоятельного развития произошло много замечательных, знаковых и фундаментальных событий, и о них должны знать наши современники, потомки. Статья, вышедшая в «Ононской заре», искажающая факты, заставила взяться за перо и вспомнить события десятилетней давности и написать об истинных строителях дороги, в том числе, «Агинское – Нижний Цасучей», изменивших облик и инфраструктуру Агинского округа, Забайкалья.
Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.