Маньчжуры, тунгусы и современные монголы мира
С какими народами столетиями или тысячелетиями соседствовали и роднились предки бурят-монголов, в окружении потомков тех же народов живём и сегодня. Если люди Руси пришли к нам с запада, колонизировали, так и остались чуждыми или же сроднились с нами, то народы Севера, Приамурья, Дальнего Востока, Китая жили рядом с нами всегда. Неужели они, похожие на нас обличьем и одеждой, могут быть для нас чужими?
Речь идёт о тунгусо-маньчжурских и монгольских народностях. Исторических родственниках, каждый из которых имеет великую историю.
Известно, что после монголов огромную империю на Востоке создали маньчжуры, в состав которых входили народы тунгусо-маньчжурской группы. Наиболее многочисленными из них были и остаются сами маньчжуры: в наши дни на материковом Китае их 10 миллионов 700 тысяч, половина из них проживает в провинции Ляонин, остальные - в провинциях Хэбэй, Хэйлунцзян и в Автономном районе Внутренняя Монголия. Известны тунгусо-маньчжурские народы, живущие в России.
На пике своего могущества, в 1790 году, территория Цинской империи маньчжуров, в которую входил весь Китай и граничащие с ним территории, включая Монголию, часть Средней Азии и Тихоокеанского региона, занимала площадь в 14,7 миллионов квадратных километров, народонаселение составляло 432 миллиона человек. Некогда предки бурят-монголов жили среди них.
Для сравнения: Россия 2022 года, территория 17, 125 миллионов квадратных километров, народонаселение – 144,1 миллиона человек. По различным оценкам всего на планете бурят от 550 до 690 тысяч человек. Кому известны более точные цифры?
Цинская империя – одна из величайших империй, ставшая причиной раздробления монгольских племён и создания бурят-монгольского народа, является ареной глобальных событий, где во многих местах, особенно в АРВМ, есть следы пребывания наших предков и наши прямые родственники. Сколько их было тогда и есть сегодня, сказать трудно. Нет такой информации. Среди миллионов людей империи это были отдельные группы по несколько тысяч человек, с боями отделявшиеся от больших племён и стекавшие друг за другом в Байкальский регион. Как например, хонгоодоры, войско которых состояло из восьми сотен воинов, а всего людей - 5-6 тысяч человек. Грубый подсчёт подсказывает: семья каждого воина - 7-8 человек, а воинов 800. Умножаем и получаем результат.
Надо полагать, что основная часть наших предков оставалась и продолжала развиваться в Цинской империи, в котле которой «проварилось» великое смешение народов, веками соседствующих и оказывающих влияние друг на друга.
Маньчжуры, взявшие власть и приказавшие всем, кроме самих себя, ходить с обритой головой, но снизошедшие потом до косы, были очень воинственными и отважными, просвещёнными и умными людьми. Кто бы смог, будучи в сотни раз меньше по численности основного населения, завоевать Китай, расширить его границы, установить свои законы и править империей 300 лет? Их предки – чжурчжени, которые некогда победили великих киданей или китаев, именем которых и называется Китай.
Кто же такие чжурчжени?
В Х-XV веках они населяли территории Маньчжурии, Северо-Восточного и Центрального Китая, включая современную Внутреннюю Монголию, а также части Приморья и Северной Кореи. 907 лет тому назад на территориях бассейна Амура, Приморья и Китая они захватили киданьское государство Ляо (железо) и создали государство Цзинь (золото), объявив, что железо ржавеет, а золото – никогда.
Цзинь существовала с 1115 по 1234 годы. Через четыреста лет их потомки захватили Китай и, создав Цинскую империю, переименовали себя в маньчжуров, империя которых существовала с 1616, времени правления первого императора Нурхаци, до 1912 года, Синьхайской революции.. В общей сложности тунгосо-маньчжуры правили Китаем и граничащими с ним территориями 415 лет или более, если считать начало войны с Ляо или выступлений Нурхаци с 1583 года.
Прямые потомки чжурчженей – удэгейцы. Есть утвердившееся мнение, что слово «чжурчжень» переводится как «раб». Возможно, это одна из причин переименования в маньчжуров или манджу, манжу. Некоторые полагают, что слово – производное от Манджушри, другие полагают, что – от манга и дзю, вместе они означают человек-стрела. Вариантов много…
С государством чжурченей Цзинь монголы сражались с 1210 по 1234 годы. Естественно, военную организацию они переняли и от киданей, и от чжурчженей, многие из которых служили в монгольской армии. Именно войска государства Цзинь делились на подразделения по 5 и 10, по 100 и 1000 воинов, в которых были огнестрельные и камнемётные артиллерийские части. Чжурчжени поражали современников умением переправляться через водные преграды, охватывать противника с флангов, прорывать центры и многими другими навыками военного искусства. Всё это естественным образом передалось монголам, добавившим к ним собственные умения и опыт.
Народы, соседствующие с развитыми цивилизациями, основные знания перенимают у них. В средневековье развитие военного искусства кочевников опережало уровень такого же искусства земледельцев, ибо постоянно находилось в активном движении. Процесс пошёл в обратную сторону с развитием науки, которое возможно при оседлом, мыслительном, образе жизни и становится недоступным для кочевников, жизнь которых ограничена поисками пищи и усовершенствованием для этих целей примитивных навыков, орудий труда и войны.
Накопленные за четыре века, особенно за период Монгольской империи, знания создали непобедимые для своего времени систему управления и армию маньчжуров, которые они обогатили своими генетическими данными, традициями и знаниями, полученными от более развитых народов, в частности, от китайцев, которых и поработили на триста лет.
Какой рерайт возможен из информации в мировой сети о маньчжурах и тунгусо-маньчжурских народах, а также в связи с ними бурят-монголах?
Раскройте карту мира. Родина тунгусо-маньчжурских сообществ (с востока) – территория северо-восточного Китая, земли Дальнего Востока и Байкальского региона, то есть, междуречье Енисея и Амура. Народы Сахалина, Амура, Лены, Енисея имеют тунгусо-маньчжурское происхождение и антропологически ярко выраженные монголоиды.
Внимание! Считается, что прародина их – Южное Прибайкалье. Исследователи полагают, что ранее, до прихода предков якутов, они населяли большие пространства северной тайги, перекочевав из маньчжурских земель гораздо раньше предков якутов, которые появились в северо-восточной Сибири только в IX веке. Сравнительная лингвистика показывает, что предки тунгусо-маньчжуров некогда были одним целым с предками японцев и корейцев, монголов и тюрок.
Тунгусо-маньчжуров объединяет гаплогруппа С, которая встречается у представителей алтайской семьи языков, у аборигенов Австралии, полинезийцев, в отдельных группах индейцев Северной Америки.
О точности и неточности генетики споров много. В нашем случае, нам не обязательно знать о том, куда пришли какие-то древние люди и покрыли каких-то других древних людей, нам важна социально-историческая близость недавнего прошлого, которая и придаёт чувство родственности, несмотря на все имевшиеся противоборства за ресурсы выживания. Кстати, за них и уничтожают друг друга живые существа, а товарно-денежные отношения только совершенствуют этот процесс.
Несомненно, мы слышали или читали о народности мохэ, предках тунгусов в Байкальском регионе, которые в VII-Х веках создали государство Бохай. Ныне город Мохэ - самый северный уездный город Китая. И мохэ, и чжурчжени - предки современных тунгусо-маньчжурских народов. Если в 1234 году чжурчженей победили монголы, отогнав некоторую их часть в глухую тайгу, то c начала 1600-х годов и до 1912 года потомки чжурчженей – маньчжуры правили монголами, истребляя из них тех, кто сопротивлялся.
При СССР в 1930 году была образована Эвенкия, просуществовавшая до 2007 года. В 1932 году на северо-востоке Китая японцы пробовали возродить государство Маньчжоу Го.
Какие же народы относятся к тунгусо-маньчжурской группе? Это ороки, нанайцы, негидальцы, удэгейцы, ульчи, орочи, орочоны, эвены, эвенки (тунгусы), сибо, маньчжуры. Каждый из этих народов имеет историческую связь с монгольскими народами.
Самый многочисленный из них – маньчжуры, коренное население Маньчжурии или Северо-Восточного Китая, в бурят-монгольской истории мы называем этот регион Барга, где и поныне живут и буряты, и баргуты, и другие монголоязычные народы.
Естественно, маньчжуры начали китаизироваться как только стали захватывать Китай. В XVII веке китаизация маньчжур была уже значительной, хотя маньчжурский язык всё ещё сохранялся, но маньчжурская письменность исчезала.
Маньчжурская империя Да Цзинь или Поздняя Золотая появилась в 1616 году, тогда же чжурчжени переименованы в маньчжуров. Официальный указ об этом издал Нурхаци (1559-1626 гг.) – основатель маньчжурской империи и династии. В 1636 году его восьмой сын император Абахай или Хунтайджи (1592-1643 гг.) издал указ, согласно которому племена и государство следовало называть Маньчжоу. Я думаю, что таким образом, слово «чжурчжень», которое по утверждению некоторых учёных, означает «раб», должно было исчезнуть из речи людей, но название сохранилось в истории, а исторический регион чжурчженей, с которого начался захват Китая, до сих пор называется Маньчжурией.
Кстати, известны высказывания Нурхаци, в одной из которых он говорит о родственности маньчжуров и монголов, особенно в обличии и одеждах, а в другом – об отличиях, где подчёркиваются животноводство и земледелие.
Трехсотлетняя история Цинской империи наполнена потрясающими событиями, где великие войны, истребление целых стран и народов, жестокость и угнетение подданых, просвещение и расцвет государства, попытка изоляции власти от народных масс и мирового сообщества, войны многих европейских стран против Цинской империи, включая и опиумные войны, напрасные попытки реформации старого в надежде догнать Европу, желание правителей сохранить власть незыблемой и последующий после этого неудержимый развал империи, ибо вчерашнее удержать невозможно…
В общем, случилось всё, что и должно случиться с любой империей.
Ситуация после распада Монгольской империи сложилась такая, что монголы должны были предаться либо маньчжурам, либо русским, сохранявшие самостоятельность - уничтожались.
Жизнь - карма, а история - бумеранг.
Интересно, что, если в Монгольской империи чжурчжени-маньчжуры занимали второе после монголов место в социальной иерархии, то в империи Цин, естественно, маньчжуры были первыми, а монголы - вторыми. Этнические китайцы стали занимать высокие должности в империи только со второй половины XIX века. Кажется, Н.Н. Бантыш-Каменский отмечал, что маньчжурский богдыхан послания правителям других стран, которые называли себя и царями, и королями, и владыками, начинал лёгкой фразой «Посылаю сверху вниз…»
Добавлю к этому, что маньчжуры, как и монголы, исповедывали тибетский буддизм. Ганджур был полностью переведён с тибетского языка на маньчжурский.
За всю свою историю Китай занимал такую огромную территорию (14,7 млн.кв.км) только в период Цинской империи. В наши дни площадь территории Китая 9,6 млн.кв.км, из которых Автономный район Внутренняя Монголия занимает площадь в 1181105 квадратных километров, на которых проживают 24 с лишним миллиона человек. В том, что все они наши родственники, нет никакого сомнения.
На мой взгляд, очень грубо и приблизительно, монгольский менталитет и дух сохранился на 50 проц. во Внутренней Монголии, до 25 процентов во Внешней Монголии и около 3-5 проц. в России.
В дни разрушительных событий Синьхайской революции, с октября 1911 и по фераль 1912 годов во многих городах и провинциях Цинской империи вспыхивали народные погромы, в которых китайцы и другие угнетённые народы буквально растерзали и убили маньчжуров. Может быть, в это жестокое время маньчжуры вспоминали истории, когда их предки при помощи халха-монголов истребляли ойратов, другие монгольские племена были расслоены и раздроблены, а некоторые из них, в частности, роды современных бурят-монголов бежали с боями на территорию Российской империи.
После падения своей империи маньчжуры стали записываться как китайцы - ханьцами, благо к этому времени они не отличались от китайцев, хотя многие из них помнили о своей принадлежности к великому народу завоевателей, что и отразилось буквально через несколько десятков лет.
В 1953 году маньчжурами признали себя 2,5 миллионов человек. К 1970 году их стало три миллиона, далее они стали наиболее быстро размножающимся этническим меньшинством Китая, хотя дело здесь было не в естественном приросте: маньчжуры, записавшиеся как ханьцы, снова идентифицировали себя маньчжурами. В наши дни количество их близко к 11 миллионам. Не зря уже много лет в Китае существует теория о якобы неумирающем маньчжурском заговоре. Дыма без огня не бывает…
Исторически Маньчжурия – большая территория, в КНР она разделена на провинции Ляонин, Хэбэй, Хэйлунцзян и Цзилинь. Часть территории Маньчжурии включена в состав Внутренней Монголии.
Известно, что во времена своего правления маньчжуры запрещали этническим китайцам проникать на территории своих исконных земель, то есть, в Маньчжурию и далее. Российская и Цинская империи заключили договор о разделении территорий Айгунским договором, который был подписан в 1858 году. За Россией остались земли, населённые тунгусо-маньчжурами. Договор гарантировал им право жить «вечно на прежних местах их жительства» и фактическую экстерриториальность, так как маньчжуры оставались под юрисдикцией Цинского правительства. Считает ли себя современный Китай наследницей своей последней империи, и как трактуются положения Айгунского Договора в наши дни, неизвестно.
Нет сомнения, что тунгусо-маньчжуры оказали огромное влияние на монгольские народы, проживающих в АРВМ, Монголии и Бурятии, особенно, в культуре и административном устройстве, не говоря об одежде. Но вопрос этот, на мой взгляд, изучен мало, хотя знания о соседствующих и родственных этносах должны быть максимально полными. Но как они будут таковыми, если бурят-монголы слабо представляют даже собственную историю, а истории других народов и стран подавались, зачастую и только в отрицательном контексте?
Потрясая муляжами средневековой утвари или оружия, набухая величием прошлого, вспоминайте иногда о тунгусо-маньчжурских народах. Они были не последними, а порой вполне могут оказаться причинами того, что на арене истории появился тот или иной народ.
Когда на территории нашей страны, где собраны массы разных национальностей, исчезнет потрясающее неуважение человека к человеку, вообще неизвестно. Основная трагедия всех нас - в этом неуважении и пренебрежении, что говорит о полном отсутствии национальных элит, заботящихся об уровне морального развития своих народов.
О губительном мире оценок, духовной нищете и маргинальности говорит и огульный охват целых сообществ презрительными кличками – чурки, чучмеки, хачики, анекдоты о чукчах, бурятах, не говоря о насмешках над другими представителями своего вида.
Отсутствие национальных элит никогда не будет работать на развитие страны, его народов и отдельного человека. Кому это выгодно?
Очень важно знать, кем ты был в прошлом, ибо это знание определяет твоё будущее, либо его определит кто-нибудь другой. Никто тебя не поднимет, пока не поднимешься сам.
Что мы знаем об ульчах, удэгейцах, ненцах, эвенках, эвенах, орочонах и других, зачастую вообще неизвестных народах? Представляем ли мы историю чукчей, может быть, самых отважных людей планеты? Отец русской истории Герард Фридрих Миллер назвал эвенков рыцарями тайги. Все путешественники цивилизованного Запада и России отмечали, странную для них (!) особенность народов Сибири: делиться пищей и предлагать кров любому человеку бесплатно (!).
Цивилизация, погрязшая в товарно-денежных отношениях, где ничего, кроме обмана, не может быть, удивлялась и продолжает удивляться человечности и бескорыстию народов Сибири, Байкальского региона, Приамурья, Дальнего Востока и Манчжурии. Вспомните отважного Дерсу Узала, прожившего почти всю жизнь на природе, в нетронутой тайге, на берегах чистых рек и озёр, куда и уходили гонимые гонителями. Кому из них повезло, неизвестно.
Их было много – наших соседей, гонимых и гонителей, почитавших природу, Конфуция, Лао Цзы, шаманизм, буддизм. На современные народы Востока они оказали огромное влияние, а некоторые из них, например, чжурчжени-маньчжуры покоряли миллионы других и создавали империи.
Благодаря их активности образовался и бурят-монгольский народ. Что бы и кто бы получился при другом повороте направления истории, неизвестно. Но другого пути нет, есть только этот, а на нём – мы.
Образно говоря, мы переходили из империи в империю и мыслили категориями этих образований, а сегодня, возможно, находимся на стадии возникновения собственного мышления, которое рождается из опыта прошлого и осознания своей идентичности...
В застенчивых и доброжелательных людях малочисленных народов современности, над которыми смеются и изгаляются недалёкие типы и которые порой не имеют представления о своей истории, живут грозные и отважные воины прошлого, создавшие причины сегодняшнего. Ведь народы, люди или отдельный человек не рождаются сами по себе, они появляются в силу разных обстоятельств, созданных другими людьми, что и обязывает современников к скромности и анализу... Как повернётся колесо времени и сложатся карты, никому неизвестно. Но знать историю причин и следствий желательно.
Не всё, может быть, в этом тексте ровно и гладко, пишется спонтанно, не ради того, чтобы навязать свои мысли, а пробудить ваши, дорогие читатели.
В.БАЛДОРЖИЕВ,
писатель, поэт.