Лыгжима Халоупкова: «Рада навестить родные места»
Лыгжима Халоупкова-Доржиева (на снимке) – золотая медалистка АСШ №1, доктор философии Карловa университета - живет в Чехии с 1977 года, но не забывает родную Агу, каждые два-три года приезжает на свою родину и навещает родных и близких.
- В предыдущий раз приезжала в Агинский округ на «Алтаргану-2012» вместе с известным чешским композитором и пианистом, бизнесменом и оператором Мартином Кратохвилем и его женой Маркетой, профессиональным фотографом, которые сняли сорокаминутный документальный фильм «Буддизм в Бурятии». Его несколько раз показывали в апреле этого года по центральному телевидению в рамках празднования 60-летия чешского телевидения. Фильм получился красочный, вызвал большой интерес у зрителей. Там есть кадры, посвященные Агинскому дацану и Цугольскому дацану, Алханаю, «Алтаргане».
В этом году приехала съемочная группа во главе с Рудольфом Сваржичкем, директором частного бюро путешествий «Livingstone». Он уже двадцать лет организует путешествия в Азию, Африку, Америку, Австралию и Антарктиду. Кстати, самые известные чешские путешественники Ганзелка и Зикмунд проехали в 60-е годы на машине с Владивостока до Москвы в рамках кругосветного путешествия и написали много книг и репортажей, сняли фильмы.
Рудольф Сваржичек находился в Бурятии с 28 июня по 4 июля, много фотографировал. Его фотовыставка по буддийским странам - Непал, Индия, Тибет, Бутан - выставлялась в крупных городах Чехии, как Брно, Оломоуц и Плзень, он мечтает устроить выставку о Бурятии. Его Бюро путешествий ежегодно в ноябре и марте проводит фестиваль, где путешественники делятся впечатлениями от поездок в разные страны. Нечто подобное можно организовать и в округе на базе краеведческого музея. Знаю, многие ездят в Индию и другие страны, это интересно людям, ведь не у всех есть возможность для дальних путешествий. Есть традиция в Национальном музее в Праге организовывать лекции в каждую среду, согласно графику, подготовленному Рудольфом Сваржичкем, вход стоит сто крон.
Я была на встречах с Милославом Стинглом, самым известным чешским писателем, издавшим сорок две книги тиражом семнадцать миллионов. Он - этнограф, побывавший в 152 странах, знает семнадцать языков. Ему более 80 лет. Большой интерес у читателей вызвала его последняя книга «Секс на пяти континентах». Также была на встрече с директором Пражского зоопарка Мирославом Бобеком. До недавнего времени эмблемой зоопарка была лошадь Пржевальского, и есть даже ее бронзовая скульптура в зоопарке.
Здесь содержат и разводят диких коней Пржевальского еще с 1930-х годов и сейчас вывозят их спецрейсом в Монголию, где выпускают на вольную природу в национальном парке. Они чипированы и ведется за ними наблюдение на дистанции. В пражском зоопарке ведут родословную книгу лошадей Пржевальского. Летом в зоопарке устанавливают монгольскую юрту.
В группе был также Вильям Полтикович, известный режиссер-документалист, снявший фильмы про Далай-ламу, шаманов Южной Америки, и еще один человек из Ассоциации музеев. Это была своего рода ознакомительная поездка - побывали на Байкале, Аршане, центре Римпоче на Лысой горе, шаманском центре «Тэнгэри», Зандан-Жуу, встретились с Хамбо-ламой, поклонились нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова и потом поехали дальше в Монголию, снимать Наадан и отдаленные районы на западе и севере Монголии.
- Вы участвовали в Самаевских чтениях…
- Они прошли в Национальной библиотеке Республики Бурятия уже в четвертый раз. С Федором Сергеевичем Самаевым мы учились четыре года в тибето-монгольском отделении на монгольской кафедре Восточного факультета Ленинградского госуниверситета. Вместе с ним ездили на четвертом курсе на годичную стажировку в Монголию в 1974-1975 гг. и тогда Федор сблизился с преподавателем тибетского языка Х.Гааданом, который позже преподавал в открывшемся буддийском институте, потом был Хамбо-ламой Монголии. В то время у Самаева произошел мировоззренческий переворот, и вернулся он из Монголии другим человеком. Написал заявление на тетрадном листочке об уходе из университета по собственному желанию, и я отнесла его заявление в деканат. Заведующая кафедрой была удивлена - невиданный случай, уходит наш лучший студент.
Как я узнала позже, шесть лет он не мог поехать в Монголию, но позже все же учился в Буддийском институте в 1980-1985 годы вместе с нашим дид-хамбо Цырен-ламой. В 1987-90 годы Самаев учился в Индии вместе с эмчи-ламой Чимитдоржи Дугаровым и Чой-Доржи Будаевым. В 1990 году стал гелонгом, приняв монашеский обет от Его Святейшества Далай-ламы. С 1990 по 1997 гг. он был настоятелем Санкт-Петербургского дацана, восстановил полуразрушенный дацан, статую Будды. Был депутатом Народного Хурала РБ, инициировал вывоз Атласа тибетской медицины в США для его реставрации. Провел четыре выставки, за счет собранных средств была проведена реставрация Атласа, чтобы сохранить его на двести лет. Самаев начал общественное экологическое движение «АХАЛАР»- по популяризации экологических традиций, формирования у населения правильного понимания принципа «Арюун» - чистоты сознания и чистоты окружающей среды. Он находил сакральные места везде, где он был, а он много ездил по России. До сих пор существует «АХАЛАР» в Чернигове, где ученики построили большой дом, проводят курсы по изучению буддизма и экологии, языков и компьютеров. По известным причинам они не смогли приехать на Самаевские чтения, зато приехали ученые из Внутренней Монголии и Пекина, этнологи из Польши Вероника Беляева-Сачук и профессор Кароль Пясецки, которые проводят антропологические обследования окинских сойотов. Запомнились выступления школьников из родного для Самаева Окинского района, рассказавших о проводимой экологической работе, о тринадцати горных вершинах Оки. Следующие чтения состоятся через три года уже в горной Оке. Глава района Баир Балданов призвал к этой дате подойти в хорошей физической форме - для посещения сакральных мест Оки и Тунки. Ученик Самаева - Даши-лама /Шаглахаев В.А./ выпустил книгу «У подножия Алтан Мондарга» по истории Хойморского дацана и о вкладе великих лам старшего поколения. Земляки очень чтут память ламы Данзан-Хайбзун Самаева, считают его перерожденцем Агвана Доржиева. Кстати, по инициативе Самаева в 2001 году была освящена вершина самой высокой горы Мунко-Сардык - 3491 метров и возрожден обряд почитания этой священной горы.
Перед Самаевскими чтениями состоялись Шестые чтения по Агван Доржиеву «Буддизм и современный мир», конференция прошла на его родине - в туркомплексе «Степной кочевник» в селе Ацагат Заиграевского района. Приехали ученые из Санкт-Петербурга и других городов России. Профессор Юрий Кузьмин из Иркутска говорил о деятельности Петра Бадмаева и тибетском вопросе. Алексей Бурыкин презентовал книгу «Имена собственные как исторический источник» по архивным материалам Сибири и Дальнего Востока, речь идет о географических названиях, Дугбима Чимитдоржин - новую книгу «Богдо-гэгэны», где изложены сведения о визитах Богдо-гэгэна IX в Россию и Монголию.
Но главной целью моего нынешнего приезда было поклонение Хамбо-ламе Итигэлову. Я собирала материалы о нем и написала статью в чешском журнале «Регенерация», подала заявку на грант, который не прошел. Я была счастлива поклониться драгоценному телу ламы вместе с другими паломниками из районов Бурятии, Монголии и Тывы. Было такое ощущение, что тело ламы наполнено дыханием, что он смотрит на меня с разных сторон. На этот раз мне также посчастливилось побывать в Эгитуйском дацане и поклониться Сандаловому Будде - Зандан-жуу.
- А как вы проводите время в Аге?
- Была на награждении участников «Алтарганы-2014» и с удовольствием посмотрела концерт и показ моды. Два дня посвятила Шивалхе Римпоче, буду собирать материалы о нем, посетила Майдари хурал в Агинском дацане, получила благословение наших лам. Много фотографирую. Лучшие снимки выставлю осенью на фотовыставке «Буддизм в Бурятии». Есть частный Музей народов Азии в небольшом городе Ледец в 30 километрах от Праги, открыл его Йржи Шима, доктор исторических наук, монголовед, был послом Чехии в Монголии. Просил меня привезти кое-какие сувениры и этнографические вещи для его музея, но я покупаю только книги и фотографирую. Приобрела трехтомник «История Бурятии» для Карлова университета в Праге.
- Что бросается вам в глаза на родине?
- В Аге не развито садоводство. Почему бы вдоль реки Аги не разбить сады и посадить черемуху, облепиху, смородину, крыжовник и другие плодовые кустарники и деревья? Наблюдается огромная тяга идти в лес для сбора ягод. В Монголии в Гоби выращивают арбузы, высаживают облепиху во многих доступных местах.
- Сейчас власти округа уделяют большое внимание озеленению. Во многих селах садят сосны, чтобы было красиво круглый год.
- Но надо смотреть и на практическую сторону. Почему бы не завести школьные сады, открыть магазины, где продают саженцы? Можно изучить, что растет в Монголии или в Канаде, где сходные климатические условия, например, можно выращивать канадскую голубицу.
- Согласна с вами. А чем вы сейчас занимаетесь в Праге?
- Недавно вышла на пенсию по возрасту и сейчас работаю переводчиком монгольского и русского языков в областном суде, Интеграционном центре Праги по линии Европейского фонда интеграции граждан из третьих стран.
Много общаюсь с монголами и не чувствую себя как на чужбине. В Чехии проживает около четырех тысяч монголов. Работают, в основном, в Моравии и в других городах на автозаводах для монтажа японских и корейских машин, в частных компаниях, шьют рули из кожи для машин - это ручная работа, которая ценится в Чехии. Поэтому интенсивно работаю, в основном, с монголами. Изучаю на монгольском языке правовую терминологию. В прошлом году три месяца была в Улан-Баторе, каждый день читала монгольские газеты. Веду частные лекции и уроки чешского языка для желающих.
В Праге очень много русскоговорящих людей из стран СНГ. У меня много друзей среди калмыков, которые приехали в Чехию в 90-е годы. Прага стала для меня родным городом, который становится все более мультикультурным. Сюда приезжают каждый год тысячи туристов, в последние годы особенно из России, Японии и Китая. После приезда в Прагу можно поехать на однодневные поездки в соседнюю Германию, Австрию и другие страны на удобных автобусах. Мир стал ближе и сплоченнее, не надо конфликтов и споров, все можно решать за круглым столом за чашкой чая и добрым словом.
Людмила ОЧИРОВА.