ЛПХ имени Ильича
Во время последней командировки в Ушарбай, где мы приняли участие в официальном праздничном мероприятии, оставалось время, которое нужно было использовать по максимуму – собрать новые материалы. И тут мы вспомнили, что на селе ещё с советской поры сильны традиции свиноводства. Узнали у местных про Виктора Ильича Эрдынеева (на снимке), где он проживает. Найти его дом бывалым журналистам не составляли особого труда, потому как все на селе его знают. «А, Ильич! Вон в том хотоне живёт», - отзывались о нём односельчане.
Возле калитки нас встретил сам хозяин и после короткой процедуры знакомства пригласил нас в дом на чашку чая, где мы и побеседовали с ним о его житие-бытие.
В центре огромной ограды возвышался свежая коробка дома, примерно восемь на 11 метров. Дом сделан по уму и добротно – высокий фундамент, брус на 18, межвенцовое утепление из джута, гидроизоляция рубероидом с утеплением между окладом и фундаментом. Всё по науке.
За горячим чаем с домашним хлебом и белоснежным солёным салом (были и другие яства, но мы акцентировали внимание на сале) наш рассказчик начал своё повествование, заранее предупредив нас, что он не мастер в словесности, и рассказ его - типичный для селянина.
«Трудовую жизнь начал, как и все сверстники, в родном колхозе «Коммунизм». Работал в звене механизаторов, хоть я по образованию агроном. Но работа была на первом месте, и трудился там, где велели партия, колхозное руководство. В своё время наш колхоз был самодостаточным и богатым. Был и бульдозеристом. Это хороший опыт жизненный и трудовой. Есть что вспомнить на склоне лет, а мне сейчас стукнуло 80 лет. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается: развалилась огромная страна, а вместе с ней и хорошо отлаженная жизнь коллективных хозяйств, кормивших государство. Конечно, это событие стало потрясением для всех нас, и в тот момент остро встал вопрос: что дальше?
Без дела сидеть нам не привычно, да и сама сельская жизнь заставляет двигаться. Тем более, у меня семья с детьми, их нужно кормить, одевать, помочь выучиться, поддерживать на первых порах их самостоятельной жизни. Так пришла идея заняться разведением свиней. В самом Ушарбае традиционно занимались свиноводством, так что трудностей не было. Купил поросят, и дело пошло. Конечно, занятие хлопотное, требующее вовлечённости в процесс – кормить, поить, ухаживать, да много чего. Со временем личное подсобное хозяйство разрослось, матки давали потомство (в среднем семь поросят с одной матки. Бывало 12 поросей и более, но это редкие случаи). Начал с породы дюрок – это «американцы» мясной направленности, менее агрессивные, нежели представители других пород. Затем прикупил ландрасов. У них постное мясо с тонким слоем подкожного жира. Эти две породы скрещиваются, и гибриды получаются быстрорастущие с большим процентом мяса с туши. Но и ландрас, и дюрок требуют особого содержания в загонах с клетками. Они плохо переносят жару и холод. Прихотливы они и в корме. Едят только дроблёный овёс. Одно время начал подкармливать их зерном, но они начали «чваниться» и воротили нос от зерна, овса. Эти породы хороши своим мясом, оно вкусное, не особо жирное.
Недавно начал пробовать разводить венгерскую мангалицу. Это, наоборот, сальная порода свиней и даёт мало нежирного, но сочного мяса. Она и неприхотлива, может питаться и сеном в качестве подкормки. Сено хорошо прочищает свиньям желудок (одна мангалица с кудрявой шерстью на наших глазах с аппетитом жевала сено из огромного корыта с радостным похрюкиванием). Все три породы свиней склонны к смешанному и свободному выпасу. Поросятам вкалываем витамин, железо для иммунитета, выдергиваем часть зубов, чтобы не кусались. Их активно раскупают. Приезжают из Нерчинска, Балея, были покупатели из Забайкальска, Карымского, других близлежащих районов края. На сегодня реализовал около ста поросят. На данное время в ЛПХ - порядка 200 голов свиней вместе с поросятами. Помимо них, держу коров 30 и овец 40 голов. Работа с утра до глубокого вечера, но сыновья помогают. На будущий год думаю «завязать» заниматься свиноводством, передам ЛПХ сыновьям. Возраст сказывается, тяжело всё ухаживать за скотом. Вот дом достроим, и уйду на покой, отдыхать».
Рассказал Виктор Ильич и о своей семье. У него четыре дочери и двое сыновей. Ринчинханда – самая старшая. Одна из сестёр Буда-Ханда проживает в Монголии. Окончила в Улан-Баторе институт имени Чингисхана, вышла замуж за алтайского монгола и осталась жить там. Муж её Балдангомбо – партийный функционер в Демократической партии. Младшая Бальжит со мной. Бальжима, Болот, Хишигто живут отдельно своими семьями.
Уезжая, пожелали удачи Ильичу, его хозяйству, семье. Он на прощание сказал: «Без труда мы никто. Да, порою он тяжёл, но как иначе. Когда человек работает с душой, то и результат не заставит себя ждать и щедро наградит. Так что, удачи и вам в вашем журналистском ремесле».
Зорикто ОЛЗОЕВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.