Литературные конкурсы в жизни детей
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворение, но не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании.
Поэтому педагоги детского сада «Ромашка» п. Агинское, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, выбрали конкурс чтецов, который дает каждому малышу возможность для самореализации. В сценарии мы включаем разнообразные подвижные, музыкальные, речевые игры; также предполагается разыгрывание диалогов, стихотворений, выполнение разнообразных этюдов, исполнение детьми музыкальных номеров. Стихотворения к конкурсу чтецов подбираются педагогами и родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность. Важным мы считаем и вопрос поощрения детей. Он рассматривается педагогами как один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Как правило, поощряются все участники. В качестве “награды” могут быть использованы грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги. Победитель получает то же поощрение, но с надписью “Победитель”. В середине мая в нашем детском саду был организован и проведен конкурс чтецов «Чудо - сказки К.И. Чуковского», который охватил детей всех возрастов. Среди детей младшего и среднего возраста третье место поделили Сусанна Косян (воспитатель Ж.Т.Дашиева) и Даши Дамдинжапов (воспитатель Л.Н.Нимаева), второе место у Дарины Будаевой (воспитатель Л.Д.Захарова) и у Оли Ткаченко (воспитатель Л.Н.Нимаева ), первое место заняли Дарина Цынгуева и Ярослав Фаталыев (воспитатель Л.Н.Нимаева). В старшем звене третье место жюри отвело Ангелине Захаровой (воспитатель Н.В.Демиденко) и Очиру Галсанову (воспитатель Д.Ц.Паламова), второе место – Максим Кухтин (воспитатель Т.А.Захарова ) и Маргарита Калашникова (воспитатель Н.В.Демиденко), ну а первое место заняла воспитанница Т.А.Захаровой - Женя Крестникова. Всем остальным участникам были вручены благодарности. С накоплением опыта проведения такого вида деятельности, мы с уверенностью можем сказать, что у дошкольников улучшилось качество чтения стихотворений. Можно отметить и то, что ко многим взрослым пришло понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом.
Ä Т.Захарова,
воспитатель д/с «Ромашка», пос.Агинское.