Лада Митупова: «У потребителя есть права»
15 марта вся мировая общественность отметила Всемирный день защиты прав потребителей. Некачественные медицинские услуги, просроченные фрукты и овощи, неправильно установленное пластиковое окно - и каких только оплошностей не встретишь в жизни. Для многих такие неприятности остаются лишь на стадии разочарования и негодования, а зря. Ведь у потребителей товаров и услуг есть не только обязанности, но и права, отмечает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Лада Митупова (на снимке).
Об условиях возврата товаров с недостатками
В связи с возросшим числом комментариев в социальных сетях о том, что некоторые потребители столкнулись с удержанием денежных средств за возврат некачественных товаров, Роспотребнадзор разъясняет: у потребителя есть право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через маркетплейс (который в терминологии закона называется «владельцем агрегатора информации о товарах»). При возврате некачественного товара продавцы или маркетплейсы не могут взимать или удерживать денежные средства потребителей.
Пункт 1 статьи 18 закона «О защите прав потребителей»: по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Возврат качественных товаров в течение семи дней с момента передачи товара, приобретенных дистанционно, может сопровождаться взиманием платы (пункт 4 статьи 26.1 закона «О защите прав потребителей»: при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее, чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования).
Мобилизованные граждане могут вернуть билеты на поезда
В связи с проводимыми согласно Указу №647 Президента Российской Федерации от 21.09.2022 года «Об объявлении частичной мобилизации» мероприятиями по призыву граждан Российской Федерации на военную службу ОАО «РЖД» обеспечивает возможность всем мобилизованным гражданам вернуть деньги за билеты на поезда дальнего следования, в том числе, купленные по «невозвратному» тарифу. Возврат денежных средств будет осуществляться без удержания дополнительных сборов и плат. Для возврата проездных документов пассажирам достаточно обратиться в железнодорожную кассу, предъявив документ, удостоверяющий личность, а также повестку или мобилизационное предписание, в которых содержится информация о сборном пункте и сроках явки на такой пункт.
Ювелирные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат
При покупке ювелирных изделий на настоящей российской ювелирной продукции должно быть два оттиска. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, артикула, модели, общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок из драгоценных камней, наименования вставок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия.
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе предъявить к продавцу требования, установленные ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей». На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом продажи товара. После покупки обязательно сохраняйте кассовый и товарный чеки, бирку.
Правило обмена парфюмерной продукции
Право на обмен товара надлежащего качества, предусмотренное ст.25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением №2463 Правительства РФ от 31.12.2020 года на парфюмерно-косметические изделия не распространяется.
Вернуть парфюмерную продукцию в магазин можно только в том случае, если в ней есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Права граждан - участников долевого строительства
Федеральным законом предусмотрена ответственность застройщика за недостатки объекта долевого строительства. В случае, если объект долевого строительства построен застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства по своему выбору вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения цены договора, возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или не-
устранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов. Если права и законные интересы гражданина - участника долевого строительства при исполнении условий договора нарушены, он вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав самостоятельно либо подать соответствующее заявление в Управление, которое вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов потребителя.
Цены и ценники
Не всегда в розничном магазине самообслуживания продавцы успевают своевременно сменить ценники на товары: иногда в этом виновата затянувшаяся инвентаризация, иногда - нерасторопность работников. В результате возникает несоответствие цен на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле, о чем покупатель узнает при оплате товара. В случае, когда цена на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле различна, магазин нарушает все вышеуказанные нормы. И это квалифицируется как введение покупателя в заблуждение, обман, причем, причина несоответствия цен не имеет значения.Таким образом, в случае несоответствия цен на ценнике в торговом зале и на кассе магазин обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике.
Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела
Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (раздел 10 правил №354), подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.
Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке.
При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки потребитель имеет право предъявить иск в суд в соответствии со ст.17 закона РФ «О защите прав потребителей».
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства, жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Кроме того, в соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Но если же вы уверены, что права ваши нарушены, то не бездействуйте. Первым делом попытайтесь разрешить проблему вместе с продавцом, если попытка не увенчалась успехом, то смело отправляйтесь в ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в ГО «Поселок Агинское» по адресу: п.Агинское, ул.Цыбикова, 52а, там уже совершенно бесплатно специалисты разработают для вас стратегию. Кроме того, проконсультироваться можно и по телефону «горячей линии»: 3-47-74. 21 марта будет проведена «горячая линия».