Главная » 2021 » Ноябрь » 18 » Композитор, маэстро, дирижер

Композитор, маэстро, дирижер

18.11.2021 в 10:38 просмотров: 746 комментариев: 0 Культура

Среди творческой интеллигенции я в самых близких отношениях с Баиром Дондоковым (на снимке), членом Союза композиторов СССР, кандидатом философских наук, заслуженным деятелем искусств и лауреатом Государственной премии Республики Бурятия. 

Не помню ни месяц, ни день, ни час знакомства с Баиром Бато-Дугаровичем. А вот первую песню, которую мы вместе написали, помню до сих пор. Она стала основой нашей многолетней дружбы и творческого сотрудничества. Эта была песня «Хара-Шэбэр», откуда родом его отец Бато-Дугар Дондокович Дондоков, музыкант по образованию, известный в Бурятии деятель культуры, человек кристально чистой души. К сожалению, в начале этого года на 91-м году он ушел из жизни.
Он оказал большое влияние на своего сына в выборе профессии музыканта. Баир учился в музыкальной школе, а в 1977 году с отличием окончил Улан-Удэнское музыкальное училище им.П.Чайковского. Затем, в 1987 году - Уральскую государственную консерваторию им.М.Мусоргского по классу композиции у профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Н.М.Пузея. После учёбы в вузе в течение двух лет работал на Гостелерадио Бурятии. По мнению самого музыканта, работа в этом коллективе имела как положительные, так и отрицательные моменты: с одной стороны – освоение нового звукового пространства, с другой – огромный поток музыкальной информации подчас не лучшего качества.
Он приобрел большой опыт работы с оркестром народных инструментов Гостелерадио в должности художественного руководителя и дирижёра. Это помогло ему в творческом развитии как композитору. Нужно отметить, что уже в годы учёбы в консерватории он ярко проявил себя в сочинении музыки. Свидетельством тому – вторая премия на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов (1983 г.). В консерватории им написан цикл камерных произведений. В Гостелерадио Бурятии Баир Дондоков вновь возвращается к жанру камерно-вокальной музыки. В 1988 году сочинены «Четыре речитатива на стихи Баира Дугарова». Из четырёх речитатив резко контрастирует другим №2 - «Город». Впоследствии в интервью журналу «Музыкальная жизнь» композитор сказал: «Увы, я родился в городе… Правда, сейчас я уехал в глубинку, действительно в степь, на родину моих предков, в агинскую степь. Но дикой я её не назову. По-моему, напротив, города окончательно одичали. А мне, как композитору, жить какое-то время в обстановке одиночества и тишины, которая в городе недостижима, кажется весьма полезным и плодотворным».
С 1989 года Баир Дондоков в п.Агинское работал преподавателем детской музыкальной школы. Именно здесь он написал одно из лучших своих сочинений, концерт для фортепиано с оркестром, который потом неоднократно исполнялся в Улан-Удэ и Москве. 
По определению музыковеда, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Олега Куницына, драматургия концерта строится по принципу контраста. Первая часть - лирико-созерцательная, неторопливо разворачивающаяся, подобно спокойному течению времени в степи, вторая же часть - более активная, в быстром темпе - решена в ином ключе. 
Таким образом, агинский этап творческого пути композитора Баира Дондокова стал новой ступенью развития его таланта. Кроме концерта для фортепиано, композитор, работая в Агинском, написал ещё много произведений. Например, музыку к драматическому спектаклю «Харалтуур хаан» Х.Намсараева, «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки, концерт для фортепиано с оркестром, два симфонических фрагмента по эпосу «Гэсэр».
Композитор сочинил две пьесы для иочина и фортепиано. И «Тамчин дасанай магтаал» (ода Тамчинскому дацану). 
Баир Бато-Дугарович ещё в годы учёбы в консерватории плодотворно работал над созданием музыкальных произведений разного жанра. Дипломными же работами стали соната для трубы и фортепиано, кантата «Я понял, о, сердце!» - для солиста хора и оркестра и концерт для виолончели с оркестром. Удивительна целенаправленность в сочетании с работой над камерно-инструментальными произведениями такими, как «Пастораль» для морин-хуура, флейты и фортепиано, рондо-сюита в пяти частях для контрабаса и фортепиано. В 1983 году он написал музыку к драматическому спектаклю «Лиса и виноград» Фигерейдо.
Явлением музыкальной жизни стал сочиненный Б.Дондоковым камерно-вокальный цикл на слова О.Хайяма для тенора и фортепиано, на четыре стихотворения Н.Нимбуева для тенора и фортепиано, «Тээгэ» (заклинание овцы) для голоса и фортепиано на народные слова.
Также им написаны музыка к массовым театрализованным представлениям «Гэсэриада-94», «1000-летию Гэсэриады», музыка к теле- и радиопередачам. Между тем, он уделяет много внимания повышению своего мастерства. Начиная с 1990 года, регулярно участвовал в работе всесоюзного, затем всероссийского семинара молодых композиторов в Доме творчества «Иваново». С 1993 года занимается композицией под руководством С.С.Беринского. В 1995-98 годы учился в очной аспирантуре Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Этот период оказался ему более интересным в интеллектуальном росте. Участвовав на фестивалях современной музыки в Москве, Иваново, Нижнем Новгороде, Новосибирске, написал три поэмы для флейты и препарированного фортепиано «Счастливые сны» и сонату для виолончели и фортепиано.
Баир Дондоков после учёбы в Москве вернулся в Улан-Удэ, и композиторы республики избрали его председателем правления своего творческого союза. Он с первых дней активно включился в творческую жизнь Бурятии. Работа в Союзе композиторов заметно оживилась. Особенно много усилий приложил в подготовке и проведении 60-летия Союза композиторов Республики Бурятия. По его инициативе проведена научно-практическая конференция, материалы мероприятия и статьи о Союзе композиторов РБ изданы отдельной книгой. 
В начале двухтысячных Баир Дондоков уезжает в Москву. С 2002 по 2008 годы работает советником Департамента современного искусства и поддержки народного творчества Министерства культуры РФ. 
Занимая ответственную должность, он находил время для сочинения музыки. Концерты для виолончели с оркестром, фортепиано с оркестром, мюзикл «Танец орла», детская опера «Поющий верблюжонок», произведения для бурятских, монгольских, китайских народных инструментов – вот неполный перечень работ, написанных им в этот период. Произведения Б.Дондокова исполнялись в программах фестивалей современной музыки в России, а также в Монголии и Гонконге. 
Сейчас он с семьёй живёт в Москве. Продолжает заниматься музыкой. Среди сочинений последних лет: «Три фрагмента» для симфонического оркестра, «Балетные сцены» - для камерного оркестра, «Бурятские танцы» - для оркестра, «Баргуджин Тукум» - кантата для хора и оркестра», «Inmemoriam» - для восьми виолончелей, «Монгольская сюита» - для виолончели соло и другие... Как мы видим, у него солидное творческое наследие. Оно исходит от его родителей  - Бато-Дугара Дондоковича и Даримы Галдановны, увы, которых сегодня нет с нами. Тем не менее, жизнь продолжается. У Баира Бато-Дугаровича надёжный тыл в лице супруги Индиры Бабуевны, она - кандидат юридических наук, работает в Общественной палате России. У них растёт сын Зорикто – продолжатель семейства Дондоковых из рода харгана. 
Недавно композитор Баир Дондоков стал победителем конкурса на создание бурятской национальной оперы, объявленного к 100-летию Республики Бурятия. Он представил оперу в двух актах «Эреэхэн», «Либретто» (слова) по мотивам пьесы Базара Барадина «Ехэ удаган абжаа» о походе бурятских родов в Москву к Петру I в начале XVIII века.

Б.Гармажапов, 
п.Агинское.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES