Компьютерная зависимость - диагноз или веяние времени?
Имея за плечами педагогический опыт, невольно видел и замечал в образовательных учреждениях подростков, сидящих по углам и уткнувшихся в смартфоны с наушниками, торчащими из ушей. Для них не существует реальности. Они полностью погружены в свой виртуальный мир.
Придя домой, и едва пообедав, они спешат к предмету своего вожделения на протяжении всего «напряженного» дня – компьютеру. Нашему взору открывается «картина маслом» - проблема сегодняшнего дня в подростковой среде – компьютерная зависимость. «Почему проблема?» - скажите вы. Несмотря на свои определенные плюсы, «чудо» техники - компьютер - представляет из себя огромную опасность, особенно для детей и подростков. В этой статье мы попробуем показать как положительные, так и отрицательные свойства, столь необходимого для молодежи и настолько же бестолкового для наших бабушек и дедушек изобретения человечества.
Корни проблемы зависимости, на мой взгляд, тянутся с начала 90-х годов прошлого столетия, когда в продаже появились первые игровые восьмибитные приставки китайского производства. Дети днями и ночами проводили время у телевизоров, нередко приводя их к поломкам. Наши родители, по большей части матери, были недовольны таким времяпрепровождением, заставляя нас заниматься уроками. Время было непростое. Но как бы сильна не была тяга к играм на приставке, мы все равно большую часть времени проводили на улице, отдавая предпочтение подвижным играм – футболу, лапте и так далее, чего не скажешь о дне сегодняшнем – дворы и детские площадки опустели, спортивные же убрали за ненадобностью – все равно не играют. В нашем детстве «сидеть дома!» звучал как приговор и был самым суровым наказанием. Дома по нашему всеобщему мнению сидели «маменькины сыночки». Ситуация начала меняться в 2000-х годах, когда игровые приставки приказали «долго жить» и уступили свое место персональному компьютеру, который в свою очередь сдает позиции компьютеру маленькому – смартфонам. Свою «помощь» внес и Интернет, охвативший своей паутиной разные уголки мира. Виртуальное общение в социальных сетях занимает теперь большую часть времени наших земляков.
Для начала давайте определим положительное влияние компьютера и телефонов на жизнь современников. Начиная заниматься за компьютером, работая с клавиатурой, ребенок развивает мелкую моторику пальцев, в которой задействована работа нервной, мышечной, костной и зрительной систем в совокупности, и является полезной – малыш учится работать мелкими движениями кистями и пальцами рук. Персональный компьютер помогает в обучении, индивидуальном образовании посредством различных обучающих программ для самых маленьких пользователей интернет-энциклопедий и познавательных статей для старшеклассников – «Даша-следопыт», «Бибигоша», «Википедия», «Викисловарь» и так далее. Компьютер способствует быстрому обмену информацией, общению без границ.
Теперь перейдем к негативному воздействию привязанности детей и подростков к компьютерам. Нашим собеседником по данному вопросу стал педагог-психолог Агинского центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Ариадна» Цыцыгма Баировна Аюшиева, которая дала оценку проблеме зависимости у детей и подростков: «На сегодняшний день родители по данному вопросу не обращаются, но у меня был случай, правда, очень давно, когда еще были в моде компьютерные клубы. Один подросток большую часть времени проводил в стенах клуба, играя там. Мое мнение как родителя и как педагога-психолога – не ставлю под сомнение практическую пользу компьютера, но я негативно отношусь к тому, что ребенок много времени проводит за экраном монитора. Во-первых, нужно определить виды болезненной привязанности к компьютеру у детей и подростков – это игромания и интернет-зависимость. Игромании, в основном, подвержены мальчики с их природной тягой к конкуренции, стремлению показать себя. Игры, в особенности «стрелялки», ни чему хорошему не учат и во многом вредны для подрастающего человека, у которого еще не сформирована психическая система, отсюда и проблемы в виде проявлении агрессии, раздражительности, скрытности, плаксивости, быстрой утомляемости, резкой смены настроения. Ребенок забывает об учебе, домашних обязанностях и личной гигиене. Наряду с психологическими отклонениями чрезмерная увлеченность компьютером ведет и к физическим недугам таким, как проблемы с желудком из-за постоянных перекусов без отрыва от сеанса, головные боли, сухость в глазах, боли в спине, искривление позвоночника, уменьшение массы тела. Но самое главное – это развитие слабоумия и, соответственно, потеря памяти. Также можно отметить, что родители ребенка, увлеченного играми и Интернетом, не застрахованы от приобретения их чадом новых вредных привычек. Давая рекомендацию, родителям важно занять ребенка, пусть не обязательно это будет спортивная секция, главное, чтобы ребенок был чем-то занят. Уделять вашему ребенку больше внимания. Человек должен понимать, что ребенок – это его будущее, и если не уделять ему времени, не заниматься его воспитанием, то у него не будут привиты общепринятые человеческие ценности и возникнут проб-
лемы во взрослой жизни. Говоря о спортивном воспитании, необходимо отметить, что примерно до пятого класса не следует отдавать ребенка в секцию спортивных единоборств, так как еще не окрепли мышцы и кости. Лучше и полезнее для начала заняться плаванием, которое хорошо укрепляет растущий организм, развивает выносливость. Также рекомендую занятия настольным теннисом, полезным тем, что отлично координирует и развивает реакцию. Шахматы способствуют развитию логики и мышления. Дома надо чаще заниматься лепкой – тренируются пальцы рук, что является отличным средством повышения интеллекта ребенка, развитию речи и подготовке к письму, одним словом ребенок лучше развивается», - таковы мнение и рекомендации педагога-психолога Ц.Б.Аюшиевой.
Подростки в период полового созревания должны строить отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели, должно происходить формирование понятия о добре и зле, а также закладываться основы профориентации – кем видит себя подросток в будущем, в какой профессии. Вместо этого у подрастающего человека, зависимого от компьютера, развиваются цинизм и равнодушие к окружающему миру, утрачивается интерес к своему внешнему виду и поведению. Недаром в высокотехнологичных странах таких, как Япония и Южная Корея молодежь ведет себя несоразмерно своему возрасту – одеваясь и ведя себя как дети, не стремясь заводить семьи, у некоторых развивается социофобия (боязнь людей и общества) – это получило название «инфантилизм», «кавай» по-японски. Также важно отметить, что, активно общаясь в социальных сетях посредством Интернета дети и подростки искажают речь, используя иностранные слова, термины и аббревиатуру такие, как LOL, фейк, гуглить, лайкать, инстаграмить, мэйби или коверкают русские слова: спс, пасибки (спасибо), дратуте (здравствуйте) и так далее.
Как отметила Ц.Б.Аюшиева, компьютерная зависимость – это болезнь, от которой нет лекарства, и данная проблема идет от родителей - приобщая ребенка к компьютеру и поначалу радуясь, что дитя занято, сидит дома и не мешает нам, мы не осознаем, с какими трудностями столкнемся в недалеком будущем. Самое главное лечение заключается в одном - стараться заинтересовать ребенка более полезным занятием, чем компьютер, а еще лучше увлечь, например, спортом на собственном примере.
Зорикто Олзоев.