Хранитель и пропагандист культурного наследия
Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Принято считать, что через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию, и с этим трудно не согласиться. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут большую научно-просветительную и образовательно-воспитательную работу. О работе Агинского национального музея имени Гомбожапа Цыбикова рассказал заместитель директора по научной работе М-Б.Ж.Жамсаранов (на снимке).
- Мунко-Бато Жамсаранович, расскажите, пожалуйста, об особенностях музейной работы.
- Музей, прежде всего, является средоточием уникальных предметов, характеризующих культуру народа. Они добываются научными сотрудниками в экспедициях и командировках. Прежде чем эти предметы лягут на полки фондов, они должны пройти научное описание. Основной фонд нашего музея находится в поле надзора Министерства культуры России, а предметы, содержащие драгоценные металлы, - Пробирной палаты России. Становится ли музей зримым «театром предметов эпох» зависит от того, как мы работаем с этими предметами. Музей всегда выполняет социальный заказ по воспитанию вкуса, пропаганде гуманистических ценностей, продвижению государственнических идей. Эту задачу можно решить по-настоящему только тогда, когда музейщик относится к своей работе как к высокой миссии. Это не высокопарность, а профессиональное требование.
Наш музей все поставленные цели решает в контексте задач формирования благоприятного имиджа агинской земли вкупе с интернациональным и патриотическим воспитанием населения. Экскурсия является одной из основных форм музейной работы, которая требует широких познаний. Часто мы воочию убеждаемся, как богатейшая история нашей древней земли рассеивает предубеждения некоторых гостей округа.
- Кроме экскурсии есть какие-то другие направления и формы работ?
- Мы работаем по плану, учреждаемому министерством культуры края. По этому плану мы должны провести определенное количество массово-просветительских мероприятий, выставок, лекций, принять участие в конференциях, опубликовываться в разных изданиях, пополнять фонды музея.
- Какое место в вашей работе занимают выездные выставки?
- За последние годы, кроме школ округа, мы провели выездные мероприятия по продвижению бурятской культуры «К вам приехал Агинский музей» в школах Борзи, Краснокаменска, Забайкальска, Ясногорска, Первомайска, Маккавеево. Непросто рассказать о богатейшей культуре бурятского народа за один урок. Знакомство с культурой любого народа - важнейший фактор укрепления межнациональных отношений. Ведь многие неурядицы между людьми возникают из-за непонимания и незнания друг друга.
- Есть ли в музее картины известных художников?
- Да, мы экспонируем выставку нашего земляка, одного из ведущих импрессионистов России Бато Дугаржапова, сделавшего в прошлом году царский подарок своей малой родине в лице нашего музея из 89 картин. Коллекция стоит не просто дорого, а очень дорого.
- Как так случилось, что Бато Дугаржапов, художник с мировым именем, сделал такой богатый подарок?
- Я думаю, что для него понятие «малая родина» далеко не пустой звук и что это был сокровенный и глубоко осознанный подарок отчему краю. Для агинской земли по своему культурологическому воздействию подарок Бато Дугаржапова сравним с неким симфоническим оркестром. Вообще автор лелеет благородную мечту об открытии в Агинском художественной галереи для накопления картин больших художников. Они стоят серьезных денег. Поэтому фонд будет пополняться десятилетиями. Главное, создан фундамент. А ведь для создания такой базы, что мы получили в одночасье, понадобились бы десятилетия и уйма денег.
- Сложно ли повествовать о его картинах, ведь он творит в необычном стиле?
- Я думаю, что он глубоко романтичный и тонко чувствующий художник. Для него важно передать ощущения. Мне кажется, что его творчество сродни творчеству дирижера, творящего сиюминутное искусство.
- Чем музей занимается в настоящее время?
- Прошла презентация Челутайского музея в нашем музее. До этого у нас также прошли презентации Цокто-Хангильского, Судунтуйского и Урда-Агинского музеев. Помимо просветительских задач, мы хотим обратить внимание общественности, руководств сел на проблемы сельских музеев. Мы пытаемся сформировать механизм благотворения диаспор. Для этого необходимо организовать информационные сайты сел для общения с диаспорами, которое станет основой благотворительного механизма.
Наши связи с сельскими музеями только методические. За последние годы мы реализовали проекты «Музейный марафон» по всем селам округа, «Фронтовой треугольник», «Я родом из села», «Славен мой род», «Топонимика малой родины - живая память родной земли», «Помню и горжусь». Сегодня в работе исследовательский проект по сбору материалов «Председатели общественных хозяйств Аги (тозов, коммун, колхозов, совхозов, кооперативов)». Даем своеобразный старт исследовательскому проекту «Цырендашиевские чтения», в котором может принять участие каждый, кто хочет поделиться рассказами о своих предках, и не только.
- Расскажите немного о своих планах.
- Как нормальный культурно- просветительский институт, мы хотели бы благотворно влиять на общественное сознание. Сегодня это очень важно. Либеральные законы зашли слишком далеко в живую ткань общественной жизни. Человечество не может и не хочет жить законами потребительства и эгоизма. Спасаются целые нации. Должно быть, безнравственность действительно угрожает общественным устоям даже японского государства, если на уровне правительства принимается решение об издании миллионным тиражом «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского и снимается одноименный фильм, переложенный в реалии японской действительности для побуждения японцев к чтению. А ведь смысл романа прост: он наглядно и убедительно показывает, как из негодного древа произрастают гнилые плоды.
- Спасибо за беседу.
Евгения ЦЫБЕНОВА.