Хончин Рабдано - фотограф удивительной судьбы
Пару месяцев назад, «перелопачивая» интернет в поисках ретро-фотографий для публикации, совершенно неожиданно наткнулся на чёрно-белые снимки, ранее мне неизвестные. Фотографии удивительные по своей простоте, тем не менее, очень притягательные, тёплые, уютные или, как сейчас модно говорить - «ламповые». Их отличительным знаком была метка «Р.Х.» или «Х.Р.» и дата снимка.
Как человек, имеющий отношение к предмету «История», грешным делом подумал, что это чья-то шутка и таким образом автор проставил дату от Рождества Христова, но эпоха, запечатлённая на фотографиях (50-60-е года прошлого столетия) не подразумевала подобные вольности. Пришлось искать помощи на стороне. Так же случайно и там же в сетях познакомился с Баиром Дабаевичем Дугаржаповым, сотрудником Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, он и разъяснил мне ситуацию, что «Р.Х.» означает инициалы Хончина Рабдано, известного агинского фотографа. С этого момента начались поиски информации по нему, трудные, надо сказать. Почему трудные? Да потому, что многие из агинчан его знали, слышали о нём, но более подробной его биографии привести не могли или затруднялись. Жаль, а ведь человек наверняка был интересный, да и фотографии его цепляют за душу, окуная в прошлое. Как оказалось в дальнейшем, у Х.Рабдано была удивительная судьба, о которой мы и хотим вам поведать.
Там же в музее мне дали номер телефона племянницы Хончина Рабдано Цыремжит Аюшиевны Дагбаевой. Связаться с ней в век высоких технологий и развития связи не составило особого труда, и она с радостью поделилась с нами воспоминаниями о Х.Рабдано.
«Хончин хуряахай родился в 1916 году в с.Таптанай. «Фронтовик, кавалерист, начальник поста». Эти скудные строчки его боевого пути мы нашли в интернете. О войне практически не рассказывал, как мы его об этом ни просили. Хмурился, если расспрашивали. А нам было интересно, дети же! Изредка, на праздник Победы, парой слов обмолвится и всё. После Победы над нацистской Германией воевал против Квантунской армии императорской Японии. По окончанию войны работал в прокуратуре, очень хорошо помню его в кителе, на котором висели медали. В повседневной жизни - планки. Награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За взятие Будапешта». Он был высоким, моложавым. Годы спустя, у него резко просело зрение – последствие контузии, и он начал носить очки с толстыми линзами. Был грамотным, начитанным, эрудированным, в совершенстве владел старомонгольской письменностью. Очень быстро и умело выводил на бумаге причудливые монгольские «иероглифы». У него был своеобразный, непростой характер, но справедливый, честный, прямой. В себе ничего не держал, выкладывал как на духу. В то же время отлично ладил со всеми, общался. Особенно ценным для нас было то, что он никому не отказывал в помощи, помогал всем родственникам без исключения, зачастую материально. Они жили на углу улицы Ленина и переулка Ветеринарный, и я - вместе с ними. Они с Бажигмой Жигмитовной относились ко мне как к своей дочери.
Работая в прокуратуре, он познакомился со своей супругой Бажигмой Жигмитовной Аюшиевой, выпускницей Агинского педагогического училища, умной и образованной женщиной, родом из Урда-Аги. Она такая же щедрая, как и её муж Х.Рабдано. С 1957 по 1960 годы Хончин хуряахай работал инструктором Агинского окружкома КПСС. С 1960 года трудился в должности уполномоченного по переселению и организации набора рабочей силы. После и до самой пенсии трудился в Агинском КБО в качестве фотографа, объездил весь округ. Фотографировал с азартом. На его снимках запечатлена история не только посёлка, но и округа. Его не стало в мае 1997 года, что весьма символично – май в нашей стране светлый месяц, время Великой Победы над врагом, участие в которой принял и Х.Рабдано. На наш взгляд, Хончин хуряахай прожил большую и достойную жизнь, был настоящим гражданином своей страны, воином, защитником Отечества, тружеником, надёжным хозяином домашнего очага», - вспоминает Цыремжит Аюшиевна.
А вот что сказал о Х.Рабдано Б.Д.Дугаржапов: «Хорошо запомнил его идущим по улице Ленина, возвращающимся домой, с неизменным фотоаппаратом на плече. Высокий, в очках с толстыми линзами. Мы жили по соседству. Раз он попросил меня помочь ему что-то донести, я тогда мальчишкой был. В его время, а это 50-70-е годы фотографов в Агинском было мало, так сказать, «штучный товар», его работы представляют ценность, и, конечно, Хончин Рабдано оставил своей жизнью, трудом след в истории Агинского округа».
Зорикто Олзоев.