Главная » 2018 » Январь » 13 » Как это было восемьдесят лет назад

Как это было восемьдесят лет назад

13.01.2018 в 12:26 просмотров: 1027 комментариев: 0 Власть и общество

Окончание.
Начало в №150 2017 г.

К 80-летию начала «Большого террора» в стране

Фактически сколько расстреляно, посажено в тюрьмы, отправлено в ссылки, прошли через решения районных троек мы так и не узнаем. Многие документы-свидетельства массовых репрессий пущены на ветер в прямом и переносном смысле перед годом первой реабилитации жертв массовых политических репрессий – в 1956 году.
На этом историческом фоне мне хочется рассказать о судьбе членов семьи моего дедушки Банзарагшын Аюрзана, одного из типичных представителей зажиточных семей Аги 20-30-х годов, подвергшихся раскулачиванию. Это как пример того времени. По имуществу жители агинских земель делились на шесть групп: нищие (үгытэйшүүл) – не имели ни скота, ни жилья; бедные (доодо шадалтайшуул) – у них одна лошадь, 1-2 КРС, несколько коз и овец, отсутствовала возможность заготовки мяса на зиму, жили в наспех утеплённой юрте; середняки (дунда шадалтайшуул) – имелись сменная лошадь, десяток КРС, коз и овец, десяток табуна, большая юрта, возможность заготовки мяса на зиму; крепкие середняки (шанга шадалтайшуул) – более десяти только коров, два-три косяка табуна, до сотни овец и коз, восьмистенная юрта, работа в хозяйстве семьей; богатые (баян шадалтайшуул) – более ста голов КРС, десяток косяков табуна, более сотни коз и овец, несколько юрт, деревянный дом, пользовались в доме швейной машиной, в хозяйстве - косилкой с граблями, нанимали работников по дому и хозяйству; самые богатые (нюдарга баяшуул) – табуна более 500 голов, КРС, овец и коз по более тысячи, имели большой деревянный дом с комнатами, несколько юрт на стойбище, наемные работники по дому и хозяйству, были сторожа, амбарные работники. Их в Аге было немного. Большинство жителей относились ко второй и третьей группе. По воспоминаниям дочерей деда его хозяйство могло относиться к третьей или четвертой имущественной группе.
Согласно материалам уголовного дела, находящегося в архиве Бурятского отделения ФСБ РФ, мой дед Банзаргашиев Аюрзана, 1874 года рождения, уроженец с.Цаганор Кункурского сомона Агинского аймака БМАССР, малограмотный по-монгольски. Имел состав семьи: отец - 80 лет, сыновья - 29 и 17 лет, шестерых дочерей - 32, 19, 15,12, 10, 9 лет. 2 августа 1930 года арестован сотрудниками областного отдела ОГПУ БМР и обвинен в антисоветской агитации и пропаганде, по ст. 58-10, заключён под стражу. Постановлением Особой тройки при ПП ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю от 15 октября 1930 года осуждён к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. В 1998 году прокуратурой РБ реабилитирован. 
По воспоминаниям его дочерей Санжит и Санжин, отец был очень верующим человеком, заставлял членов семьи утром и вечером молиться перед бурханом. Вёл большое хозяйство в местности Зун-Зантаа, северо-восточнее кункурского участка Цугол в пяти-шести километрах, летом - у озёр Большой и Малый Сагаануур, имел большое огороженное сенокосное угодие. В хозяйстве трудились только дети, весной и осенью нанимались работники. У каждого ребенка с раннего утра имелись свои дневные обязанности. Счастьем было, если заданием была пастьба крупного рогатого скота, появлялась возможность ранним летним утром прогреть босые ноги в свежих коровьих «лепёшках». 
Отдыхали и одевались в праздничную одежду только в Белый месяц и летом на празднике Обоо. Считалось, что только постоянный труд в хозяйстве обеспечивает благополучие семьи.
Любимыми для отца были лошади белой масти. Можно предположить, что белые лошади для него символизировали жизнь, духовное просветление. Монгольский бог победы Сульдэ скакал верхом  на белом коне,  именно на такой лошади покинул этот мир Будда.
Принадлежность семьи Банзаргашын Аюрзана к крепким зажиточным хозяйствам стала основанием для уголовного и административного преследования его самого и  детей, оставила тяжелый след в жизни и судьбе двоих сыновей, семерых дочерей в последующие годы. Его жена Очирова Мэдэгма (Бильзигма) вынуждена была отдать в дети в семьи родственников младших дочерей Долгор и Жигзыму и отправиться в августе 1931 года в ссылку со средними дочерьми Санжит и Санжин. Попали в Красноярский край. Там она умерла в 1933 году от голода и непривычной сырости, холода.
Тяжелая жизнь ожидала старших детей Банзарагшын Аюрзана. Муж старшей дочери Юмжэд Цыденов Рыгдын из Судунтуя, 1886 года рождения, в марте 1938 года по ст. 58-10 приговорен к ВМН. Муж второй дочери Должид Цыденов Ухин (Цыремпил) из Цокто-Хангила, 1893 года рождения, 27 ноября 1933 года по ст. 58-10, 11 осуждён к десяти годам лишения свободы. Их семьи вынуждены были терпеть все ужасы и тяготы жизни как члены семьи врагов народа. Третья дочь Бадма была замужем в Будалане. В 1933 году по решению районной тройки за принадлежность к кулачеству с семьей была сослана в Красноярский край. Дальнейшая её судьба мне неизвестна. Старший сын Цыдып, 1904 года рождения, по ст. 58-2,10 в феврале 1933 года приговорён к ВМН. Второй сын Гарма, 1914 года рождения, был хувараком Агинского дацана. Что с ним случилось в те годы мне неизвестно. Житель Кункура Жадамбаев Лхасаран (1906-1972) в 60-е годы рассказывал мне: виделся с ним на лесоповале за Читой в начале тридцатых.
Я свой долг внука и сына перед памятью незаконно арестованных и безвинно осуждённых родных людей вижу в восстановлении их доброго имени и объективной правды о времени тридцатых годов, чтобы все мы могли извлечь уроки на будущее. Прав великий русский историк В.О.Ключевский: история наказывает людей за невыученные уроки жизни.
В наше время многое делается для восстановления и сохранения памяти жертв массовых политических репрессий. Изданы многотомные Книги памяти, для жителей Южного Забайкалья работает сайт «buryad.org», организованный общественным деятелем Аги Гончикбалом Баировым. Ежегодно 30 октября страна вспоминает всех безвинно наказанных сталинским режимом. В административных центрах сооружаются памятники, стены памяти жертвам политических репрессий. Такой памятник есть в Улан-Удэ на улице Коммунистическая, готовятся установить у памятника молитвенный барабан «хүрдэ» со списком имен репрессированных лиц, чтобы каждый пришедший к памятнику, крутя барабан, мог отдать честь своим предкам и помолиться за их души. Думаю, что в будущем  поселок  Агинское будет в списке административных центров, имеющих культурные объекты, центры памяти безвинно репрессированных.

П.Аюрзанаев, 
ветеран 
педагогического труда.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES