К 80-летию Агинского Бурятского округа
Слово об учителе
Цыден Бадмаевич Жундуев (на снимке) родился 15 мая 1933 года в селе Урдо-Ага Агинского района Читинской области в семье скотовода Бадмаева Жунды из рода лэглууд хубдууд. Учился в годы войны и в годы послевоенных пятилеток в Урдо-Агинской семилетней школе, после её окончания продолжил учебу в Агинской средней школе, где учились выпускники семилетних школ сёл Агинское, Зугалай и Урдо-Ага. Время было трудное, при школе работали колхозные интернаты для приезжих ребят. Цыден Бадмаевич вспоминал: «Учили нас хорошо, учились с интересом, имели хорошие знания и с благодарностью вспоминаем наших уважаемых учителей». В 1952 году окончил Агинскую среднюю школу и продолжил учёбу на физико-математическом факультете Бурят-Монгольского государственного педагогического института имени Д.Банзарова. Окончил пединститут в 1956 году по специальности «физика и математика и учитель средней школы».
Вернулся домой, на свою малую родину и получил назначение преподавателя физики Агинской средней школы №1. Трудовая деятельность Цыдена Бадмаевича Жундуева началась в период подъема и бурного развития страны, больших перемен и достижений в области образования - введения Законов об обязательном семилетнем, восьмилетнем и среднем всеобуче. В связи с переменами, был переведен на ту же должность в новую Цокто-Хангильскую восьмилетнюю школу в августе 1962 года. Ц.Б.Жундуев работал, отдавая своим ученикам прочные знания, и много внимания уделял внешкольной работе, развитию технического творчества школьников. Его воспитанники кружка «Юные техники» приняли активное участие в I областном слете юных техников в июле 1965 года. Цыден Бадмаевич за успехи кружковцев был награждён почётной грамотой Читинского облоно и станции юных техников(1965 г., 1966 г.).
В 1965 -1969 гг. работал инспектором Агинского отдела народного образования, в 1969 -1972 гг. - директором Цокто-Хангильской средней школы, заместителем директора Будаланской средней школы, инспектором Агинского района, возглавлял Агинскую районную профсоюзную организацию работников просвещения высшей школы и научных учреждений.
В 1973-1978 годах работал заведующим Агинским отделом народного образования, с 1978 по 1991 годы - директором Булактуйской восьмилетней (затем - Амитхашинской средней) школы, с 1981 по 1987 годы - директор АСШ №1, 1987-1989 гг. - учитель физики АСШ №1, с 1989 по 1995 гг. - директор Агинской средней школы №1. Общий педагогический стаж Ц.Б.Жундуева - 39 лет. Он был человеком исключительной скромности, доброжелательный ко всем людям- ученикам, учителям, родителям.
Время меняется, меняется и политика образования. Агинская средняя школа №1 находится на пути обновления, но не отрицания традиционных достижений, опыта прежних лет. В 90-е годы школа в поиске совершенной технологии образовательного процесса с учетом этнопедагогических, этнопсихологических особенностей национальной бурятской школы. Цель - найти гармонию в раскрытии и развитии способностей личности школьника, чтоб формировать человека как личность, гражданина образованного и культурного. Мы сегодня гордимся высокими достижениями образования, однако, с точки зрения знания истории родного края, своего этноса, его духовных ценностей они недостаточны. Необходима целенаправленная система работы педагогического коллектива. В 1989-1991 гг. Агинский окружной отдел народного образования предложил коллективу АСШ №1 (директору Ц.Б.Жундуеву) выработать программу развития школы с учетом своих возмож-
ностей, перспектив, социально-экономических условий. Педколлектив АСШ №1 встретил предложение с пониманием, обсудил на педсовете и принял решение включиться в экспериментальную работу по созданию модели национальной бурятской средней школы-комплекса «Детский сад-школа-внешкольное учреждение». Данная программа была представлена на обсуждение объединенного заседания Читинского областного ИУУ и совета окр-
оно в декабре 1991 года. Это итог двухлетней экспериментальной работы по созданию необходимой стартовой национально-языковой, национально-культурной микросреды в школе для дальнейшей реорганизации в современную престижную школу с востоковедческим уклоном. Данная программа развития АСШ №1 одобрена участниками совета, рекомендована для дальнейшей реализации.
В 1991 году, под руководством Ц.Б.Жундуева, школа стала ресурсным центром окружного комитета образования по разработке и апробации национально-регионального и востоковедческого компонентов содержания образования. Учителями были разработаны авторские программы и пособия: «Литература народов Востока» (Р.Ж.Дашицыренова), «Бурятоведение» и «Основы буддийской философии» (Д.Д.Дашицыренова), «География Агинского Бурятского автономного округа» (Б.Д.Батуева), «ёhо заншал» (Б.Ж.Цырендоржиева), «Старомонгольская письменность» (Ц.С.Жанчипова). Востоковедческое направление школы представлено монгольским и китайским языками, предметами «Бурятоведение», «Литература народов Востока», «Основы буддийской философии». В 1994 году АСШ №1 стала базовой школой округа по внедрению системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова на первой ступени, несколькими годами позже - на второй ступени образования. В 1993 году были созданы гимназические классы, на основе которых через пять лет открыта Агинская окружная гимназия, как классическое образовательное учреждение, первое в истории Аги после частной гимназии П.А.Бадмаева в Санкт-Петербурге в конце 19 века.
В 1993 году АСШ №1 включена в число сто лучших школ России. В приветственном адресе Ц.Б.Жундуеву Главного управления образования Читинской области от 14 мая 1993 года было написано: «Отличительное качество вашей работы - щедрая разносторонность, желание искоренить недостатки, стремление лучше трудиться, требовательно относиться и к себе, и к окружающим. Вашей инициативе принадлежит разработка программы развития школы-гимназии».
Непосредственным руководителем эксперимента, поиска нового в образовании округа являлся Ц.Б.Жундуев - директор АСШ №1, который создавал все необходимые условия для успешного осуществления реализуемой программы школы. Он внёс большой вклад в создание учебно-материальной базы родной школы, единения педагогического коллектива школы в творчестве нового образования округа. В школе был произведен капитальный ремонт учебного корпуса хозяйственным способом в трудных условиях перехода к рыночным отношениям, созданы прекрасные учебные кабинеты, теплица, спортивный городок. На очереди - строительство нового учебного корпуса, школьного дворца спорта и помещения для внеклассных занятий. Все эти работы показывают зрелость, высокий уровень профессионализма и продуктивности деятельности всего педагогического коллектива, техработников под руководством директора Цыдена Бадмаевича Жундуева, систему его повседневной беспокойной работы как ответственного человека.
Государственные и ведомственные награды, оценки и признания работы Ц.Б.Жундуева: - это юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование столетия со дня рождения В.И.Ленина», знак «Победитель социалистического соревнования» (1973, 1974 гг.); знак «Ударник девятой пятилетки» (1974 г.), знак «Отличник народного просвещения РСФСР», медаль «Ветеран труда», звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» (1993 г.).
Ц.ЯМАНОВА,
по материалам
фонда музея АСШ №1.