Янжима Батуева: «Старомонгольская письменность – это культурное наследие»
Бурятский язык является диалектом монгольского, и одним из способов его сохранения стало обучение монгольскому письму. Гостья нашей рубрики - Янжима Батуева (на снимке) - обучает искусству монгольской каллиграфии детей и взрослых.
- Янжима, расскажите немного о себе.
- Родом я из Кижинги. По профессии – дизайнер, сейчас занимаюсь продвижением монгольской каллиграфии. В данный момент работаю в Доме детского творчества п.Агинское педагогом дополнительного образования, преподаю дизайн, каллиграфию и рисование. Также веду курсы для взрослых по монгольской письменности.
- Что Вас сподвигло к занятиям каллиграфией?
- Мой дедушка очень хорошо владел монгольским письмом. Он настолько красиво писал, что ламы из дацана просили его переписать религиозные книги. В то время для меня все казалось таким загадочным и интересным. Отец у меня - лама, был тоже творческим человеком, учился в Монголии, по образованию художник.
- Для чего нужен этот вид искусства?
- Каллиграфия полезна, в первую очередь, для развития творческого потенциала, внимательности, концентрации. В Японии на протяжении 15 лет проводилось исследование, искали, какой вид деятельности очень хорошо развивает творчество человека, подход к неординарному мышлению. Учёные исследовали и пришли к выводу, что каллиграфия лучше всего развивает потенциал человека.
- Расскажите про монгольскую письменность.
- Монгольская письменность мобильна и рациональна, по сути своей близка к духу кочевника, к тому же не обременена обилием грамматических правил и знаков препинания и вполне демократична для усвоения.
Монгольское письмо (письменность) - это великое наследие всех монголоязычных народов, созданное на основе согдийско-уйгурского алфавита в XIII в. во время правления Чингисхана, издавна служило монгольским народам письменным средством общения, способствовало познанию своей истории, философии, религии, культуры, языка и литературы.
В мире свыше 6000 языков и всего восемь письменностей. Это санскрит, иврит, арабская, иероглифы, латиница, кириллица, грузинская и монгольская. Мы должны гордиться тем, что входим в число народов, имеющих свою письменность. Самым древним памятником вертикального монгольского письма является текст, высеченный на каменной стеле, известной как «Чингисов камень» (1224 год). Впервые текст «Чингисова камня» сумел расшифровать выдающийся бурятский ученый Доржи Банзаров.
- Монгольский алфавит буквенный. Как мне известно, написание одной и той же буквы различно в зависимости от местонахождения. Какие еще интересные нюансы есть в монгольской письменности?
- Да, каждая буква монгольской письменности имеет особое графическое начертание, в зависимости от позиции оно может меняться. Буквы монгольского алфавита традиционно имеют три варианта изображения — в начале, середине и конце слова. Каждая буква обозначается определенными элементами, сигнализирующими о той или иной позиции. Все минималистично. Каждое слово в монгольской письменности имеет значок, обозначающий начало и конец. А каждый элемент буквы имеет свое название, которое означает часть тела человека или животного. Например, каждое слово начинается с короны (титим), далее - хребет (нюруу), живот (гэдэc), хвост (cуул), рога (эбэр), коса (гэзэгэ), голень (шэлбэ) и заканчивается знаком «откидная» (орхисо), который выражает уважение. Специфические черты письменности определялись в значительной степени кочевым образом жизни и бытом монголов. В ней отражен также сам язык кочевников.
Монгольская письменность характеризуется написанием по часовой стрелке, в отличие от кириллицы, где буквы пишутся против движения солнца. Казалось бы, мелочь, но это тонко влияет на психологию человека. Также имеет классическое вертикальное направление непрерывных штрихов для создания слов, написание сверху вниз. Представьте мысленно, что вы читаете монгольское письмо, движение головы сверху вниз, что означает согласие, утверждение, читая на кириллице слева направо – отрицание.
- Вы преподаете курсы по каллиграфии. Какую школу Вы представляете?
- Я представляю центр каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг» - «Небесное письмо» г.Улан-Удэ, председателем которого является Маргарита Дамбаева. Центр каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг» с 2016 года является единственной официальной организацией в России. Также в Иркутске открылась студия каллиграфии «Хараасгай» (руководитель Оксана Жербанова), Калмыкскую республику представляет школа каллиграфии «Заясан Бичиг» (руководитель Евгений Бембеев). Сотрудничаем с монгольским центром каллиграфии «Бичиг Соел» (председатель Ганбаатор багша) и с обьединением каллиграфов Внутренней Монголии, в которое входят две тысячи человек.
- Сколько времени нужно, чтобы научиться монгольской каллиграфии?
- Это зависит от упорства пишущего. Думаю, достаточно месяца, чтобы понимать и читать на монгольском. А так нет предела совершенству! Монгольский язык дается легко тем, кто знает бурятский язык. Но есть случаи, когда через изучение монгольской письменности пришли к изучению своего родного бурятского языка. Через каллиграфию лучше изучать и развивать язык, она воспитывает эстетический вкус, возрождает интерес к истории. Для бурятского народа старомонгольская письменность – это культурное наследие. И сегодня, когда бурятский язык находится в состоянии забвения, как никогда актуально познакомиться и приобщиться к древнейшей письменной традиции. А зная монгольскую письменность, можно читать как на бурятском, так и на монгольском и ойратско-калмыцком языках, читать буддийскую литературу в оригинале, изучать тибетскую медицину.
- Какие положительные факторы Вы взяли для себя?
- При письме важно держать идеальную ровную вертикаль, «нюруу» - стержень, позвоночник. Воспитывает в человеке характер и упорство. Могу на собственном примере отметить, что занятия каллиграфией сделало меня более стрессоустойчивой, спокойной, выросла в духовном плане. Каллиграфия — это своего рода медитация. Нейрофизиологи отмечают, что у человека при регулярных занятиях этим искусством перестраиваются нейронные связи, образуются новые нейроны. Говорят, что каллиграфия излечивает от 80 болезней.
- Участвовали ли вы в каких-либо конкурсах и выставках со своими работами?
- В декабре прошлого года начала проводить курсы по монгольской каллиграфии в поселке Агинское. Уже есть успешные ученики, которые выставляли свои работы на конкурсе- выставке «Бичиг Соел» в Монгольской Народной Республике. Я участвовала в выставке в провинции Цинхай (КНР), где стала лауреатом, из тысячи участников вошла в двадцатку лучших каллиграфов.
- Спасибо за беседу.
Нима ДАШИЦЫРЕНОВ.