Янжима Батуева: «Каллиграфия - это огромный мир и «штучный товар...»
В Агинском театре «ДалиТЭ» открылась персональная выставка «Минии юртэмсэ» художника и каллиграфа Янжимы Батуевой (на снимке), которая продлится до конца апреля. Она - участник более двух десятков выставок искусства каллиграфии в России, Монголии и Китае, активно популяризирует этот вид искусства: проводит мастер-классы, обучающие курсы, участвует в региональных, всероссийских и международных проектах. Янжима Цывановна знакома нашим читателям по нашей прошлой публикации, в 2019 году она становилась гостем рубрики «Гостиная «АП». Янжима родом из Кижинги Республики Бурятия, по профессии - дизайнер, занимается продвижением монгольской каллиграфии. В данный момент работает преподавателем в Агинском институте повышения квалификации работников социальной сферы, ведет мастер-классы по монгольской письменности. Накануне выставки мы встретились и поговорили с талантливым автором в «Гостиной «АП».
- Янжима Цывановна, уже довольно много времени прошло после нашей первой публикации, с тех пор какие изменения произошли в Вашей жизни?
- Произошло очень много изменений. Самое первое, что я могу отметить - выросло мое мастерство как в каллиграфии, так и в преподавании этого вида искусства. Появилась уверенность в своих силах, много людей уже имеют представление, что такое монгольская каллиграфия, и все больше людей восхищаются ею. Количество учеников растет, но, тем не менее, монгольская каллиграфия все равно остается чем-то эксклюзивным, так сказать, «штучным товаром». Появилось понимание, каким людям нравится каллиграфия и что особенно приятно удивляет это то, что монгольскую каллиграфию очень ценят в европейской части нашей страны.
Начиная с 2021 года, я ощущаю большую волну интереса к своей деятельности, в прошлом году ездила в Москву на фестиваль национальных литератур народов России и читала лекцию про нашу письменность с демонстрацией каллиграфии. И это происходило прямо на Красной площади рядом с мавзолеем. Я начала сотрудничать с ленд-арт парком «Тужи» Даши Намдакова. Позже я познакомилась с самим Даши Бальжановичем на Восточном экономическом форуме в г.Владивосток, куда я ездила два раза. Также живя в Агинском, являюсь резидентом центра креативных индустрий «Хэб-Хаб» в г.Улан-Удэ.
С друзьями из центра участвовала в разных проектах, и одним из самых крупных и интересных был социально-культурный проект «СайнУУ!», где мы придумывали бренд города Улан-Удэ. В этом проекте была куратором воркшопа по бурят-монгольской каллиграфии, в соавторстве со своей коллегой и подругой Асей Лыгденовой (супруга Солбона Лыгденова) мы расписали фасад новой школы №108 г.Улан-Удэ и, конечно же, вписали туда нашу письменность.
Сейчас также я сотрудничаю с МАБО (Международная ассоциация бурятских оружейников) Жигжита Баясхаланова. На их базе провожу обучение и мастер-классы.
- Поселок Агинское, наверное, уже стал Вашей второй родиной? Как Вы переехали в Агинский округ?
- Да, конечно, Агинское стал нашим вторым домом. Мужу нравится, что здесь все компактно, не надо тратить много времени на дорогу, сидеть в пробках, пять-десять минут - и ты в нужном месте. Сын, например, не представляет свою жизнь без своих школьных друзей, они у него на первом месте. Мы переехали весной 2016 года. Сначала муж приехал, ему предложили работу, потом я, а с началом нового учебного года привезли сына. Муж рассказывал ему, что в Агинском небоскребы, и он, будучи маленьким, поверил. Мы до сих пор вспоминаем про эту шутку и смеемся.
- Расскажите о Вашей очередной выставке «Минии юртэмсэ»… Кому или чему она посвящена?
- На этой выставке я хотела показать красоту и изящество родной исторической письменности. Хочу, чтобы люди увидели богатство и уникальность нашей культуры, прониклись и гордились своим великим культурным наследием. Ведь буряты – единственный народ Сибири, у которого была своя письменность и, главное, она сохранилась. Наши предки писали таким образом, и можно сказать, что это нить, связывающая нас с ними. Это дает возможность почувствовать силу своего рода и быть более уверенными и смелыми. Основная задача выставки - чтобы человек, соприкоснувшись с моими работами, вышел из зала вдохновленным и окрыленным. Ее посвящаю, в первую очередь, родителям, своим предкам. На выставке есть стихотворения моего отца, его печати, рукописные молитвенные книжки моего дедушки. Также я благодарю своих учителей, которые научили этому искусству.
- Где еще проходили выставки? Принимаете ли участие в творческих конкурсах?
- Моя первая персональная выставка прошла в г.Иркутск в мае 2023 года в небольшой частной галерее Анны Городюк. Мне позвонили и пригласили провести выставку. Я подумала, что это знак, так как мои далекие предки с Ольхона. Далее в ноябре провела выставку в Улан-Удэ, Музее истории города. На этот раз у меня был свой куратор - мой преподаватель из Института искусств и культуры. Ей одобрили грант в общероссийской Ассоциации искусствоведов, и мы вместе организовали выставку под названием «Слово. Линия. Форма».
Что касается конкурсов, то у нас крайне редко проводятся конкурсы по каллиграфии. По монгольской каллиграфии ни разу не было. В Монголии проходит престижный конкурс «Мөнх тэнгэрийн бичиг» под патронажем президента Монголии. В 2022 году мою работу отметили и внесли в число «Тусгай байр», это что-то вроде шорт-листа и благодарности.
- Как можно записаться на Ваши курсы по монгольской каллиграфии? Много ли желающих учиться?
- Записаться можно очень легко, написав или позвонив мне по номеру телефона 8-964-474-63-43, можно через соцсети сообщить. Также можно записаться через МАБО. Как я уже говорила, каллиграфия – это эксклюзив, «штучный товар» и, соответственно, не бывает очень большого наплыва людей, но идут настоящие ценители.
- Как научиться воспринимать и понимать каллиграфию? На что обращать внимание?
- Это сложный вопрос. Я ориентируюсь на свои ощущения, когда мысленно прослеживаю, как движется рука, кисть каллиграфа. Как художник, я показываю профессиональные, технические моменты. Я обращаю внимание на уверенность и твердость руки, легкость пальцев, полётность линий. Нужно постоянно видеть, анализировать и сравнивать работы разных мастеров. Одним словом, развивать память, зрительное восприятие.
- Какие новые тенденции замечаете в современной каллиграфии?
- Каллиграфия становится очень популярной, не только монгольская, но и других народов и форм. Используют их в личных сферах, разные материалы, используют современные технологии.
- Где Вы учились профессии дизайнера, каллиграфии? Есть ли какие-нибудь учебные заведения в России, где обучают монгольскому письму?
- На дизайнера я училась в Иркутском художественном училище. Каллиграфии я обучилась на коротких, но интенсивных курсах в Улан-Удэ с приглашенными признанными мастерами из Хух-Хото и Улан-Батора.
В России в учебных заведениях изучают только письмо, но искусству каллиграфии не обучают. Это, как правило, факультеты востоковедения в Улан-Удэ, Иркутске, Санкт-Петербурге, Москве, возможно, в Элисте.
- Расскажите о своей семье.
- Муж у меня режиссер, Доржи Жамсуевич Батуев. Театрализованное открытие «Алтарганы» на стадионе в 2022 году, открытие чемпионата России по стрельбе из лука в прошлом году - это его работы. Я же была главным художником на этих представлениях. У нас сын Этигэл, в этом году оканчивает школу, является президентом второй школы в п.Агинское, очень активный, спортивный и в то же время творческий, в прошлом году получил награду «Достояние Аги». Сейчас интенсивно готовится к ЕГЭ и мечтает поступить в мединститут. Думаю, что он будет хорошим врачом.
- Чем еще увлекаетесь?
- Мне нравится психология, у меня есть диплом переподготовки. Также изучаю китайскую астрологию Бацзы. Благодаря знаниям я лучше понимаю людей, что немаловажно для преподавания, проведения мастер-классов и общения с любителями искусства.
- Что пожелаете тем, кто начинает свой путь в мир каллиграфии?
- Я пожелаю, в первую очередь, любви, упорства и получать удовольствие от процесса, глубокого уважения к этому делу и себе, тогда каллиграфия откроет для вас огромный мир возможностей и поведет жизнь в правильном направлении.
- Спасибо за беседу.
Мажид ДОРЖИЕВА.