Из истории празднования Сагаалгана
В этом году, согласно лунному календарю, Новый год наступает десятого февраля. Этот священный праздник для бурят является почитаемым, большим и любимым. В той или иной форме наступление Нового года по лунному календарю отмечается по всей Азии. О самом происхождении праздника существуют множество легенд и исторических записей. Однако, общего мнения, которого придерживается большинство, на сегодняшний день нет. Единственное, в чем сходятся ученые мужи, это в том, что Сагаалган отмечали еще до времен Чингисхана в осеннее время года.
Широко известен факт, что Сагаалган, или Новый год, отмечали еще во времена древних хунну, предков монголов, 2000 лет назад. Датой празднования был назначен день осеннего равноденствия и назывался он «День белой пищи». Эта пора, когда у скотоводов начинался новый хозяйственный цикл. Скот дал приплод, молодняк окреп, животные нагуляли за лето достаточно жира, мяса и молочных продуктов заготовлено достаточно, пришла пора готовиться к трудной зимовке - чем не повод для праздника? Отголосками этого праздника является то, что до сих пор дата 21 сентября считается самой хорошей, светлой, добродетельной. Именно в этот день люди справляют свадьбы, стараются выйти в далекое путешествие, ставят основание нового дома. Почему сегодня праздник начали отмечать зимой? Дать окончательный и исчерпывающий ответ не представляется возможным. В этой публикации собраны одни из самых распространенных версий от самых разных людей.
Существует версия о том, что сам Чингисхан издал указ в 1227 году о том, чтобы монголы начали отмечать начало нового года в месяц тигра и день тигра. То есть первого числа первого весеннего месяца. Дата была выбрана не случайно, так как животное тигр символизирует мощь и всеобщее благополучие. В начале весны начинается окотная страда, скотина дает приплод, а это для арата большой повод для радости. Однако, большинство ученых его усиленно опровергает. Считая, что у великого хана не было резких причин переносить большой и символичный праздник.
Версия, которой придерживается абсолютное большинство: в 1409 году реформатор тибетского буддизма великий Цзонхава покрыл золотом и драгоценными камнями статую Будды «Чтово-Чжу». В течение 15 дней перед статуей Будды десятки тысяч монахов читали «Монлам-Ченмо» - великие благопожелания, посвященные пятнадцати чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни в доказательство истинности своего Учения. Именно в эти дни он одержал победу над лжеучениями, которые отвергали его Учение и настраивали народ против него. Со времени Далай-ламы пятого Агван Жамцо встреча Нового года сопровождалась чтением этой молитвы и была канонизирована традиционной школой Гелугпа. С приходом буддизма в Центральную Азию народы, ее населяющие (монголоязычные племена), приняли традиционные буддийские праздники.
Другое чтение версии гласит о том, что 25 числа первого зимнего месяца 1419 года основатель школы Гелугпа Цзонхава на 63-м году жизни отправился в мир иной. Во всех храмах начался 63-дневный траур, по числу лет великого Учителя. Чтение молитв закончилось накануне Белого месяца, который празднуют в современном мире. После этого Сагаалган начали отмечать именно в зимнее время.
Еще одно, не менее интересное мнение: некогда все азиатские народности, включая китайцев, японцев, корейцев, тибетцев, лаосцев, камбоджийцев, вьетнамцев, индусов и других, имели одного покровителя бодхисатву, который ведал всей родословной линией этих народностей. Однако по неизвестной причине он скончался. Случилось это в первый день первого весеннего месяца. Горю людей не было предела, наступили черные дни. И чтобы смягчить горечь и «обелить» этот день, все народы начали отмечать в этот день Новый год.
Как бы там ни было, после распространения и утверждения буддизма среди монгольских народов празднование Сагаалгана буддийское духовенство включило в свою религиозно-культовую систему. Поэтому и обрядность Сагаалгана теперь во многом подчинена религиозным канонам.
Не угасающий огонь традиций Сагаалгана
Первым днем Нового года по лунному календарю - праздника Белого месяца в Забайкальском крае и соседних регионах - Респуб-
лике Бурятия, Иркутской области, Тыве, Калмыкии - станет десятое февраля 2024 года. С первыми лучами солнца в этот день в свои права вступит год зеленого Дракона в стихии Дерева.
Празднование Нового года по лунному календарю в советское время было под запретом, возродился праздник в Бурятии только в 1990 году, когда трое смелых ученых - доктора исторических наук Ширап Бодиевич Чимитдоржиев, Регби Ешиевич Пубаев и Тарас Максимович Михайлов - обратились с письмом в Бурятский обком КПСС с просьбой сделать Сагаалган официальным, народным праздником. Сейчас сложно представить, что Белый месяц находился под строжайшим запретом, ведь Коммунистическая партия Советского Союза не признавала ни религии, ни тем более праздников, имеющих к ней отношение. Нельзя забывать, надо помнить, что мы обязаны широким празднованием Белого месяца всего трем смелым ученым, и один из них - наш земляк Регби Ешиевич Пубаев.
Празднование Сагаалгана в Улан-Удэ, 1990-е годы
Конечно, и в прежние времена люди негласно праздновали, отмечали Сагаалган, ходили друг к другу, поздравляли старших в своем роду. Праздник не был официальным, но всегда оставался всенародным. В бурятских деревнях, конечно, не могли запретить пожилым верующим украшать божницы и ходить в гости. Остальным приходилось находить свободное время, чтобы навестить своих родных, ведь для государства это был обычный рабочий день. Впервые Сагаалган стал нерабочим праздничным днем в 1990 году, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета Бурятской АССР «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного». Стал этот праздник выходным днем и для жителей нашего округа и Забайкальского края. В соседней Монгольской Народной Республике первыми добились реабилитации этого национального праздника. В 1960 году встреча Нового года по лунному календарю прошла как новогодний праздник сельхозобъединенцев.
И в течение нескольких лет почти полностью были восстановлены традиции Белого месяца. В буддийских храмах – дацанах Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Тывы, Калмыкии в эти дни проходят праздничные службы, ламы проводят традиционные молебны, посвященные Сагаалгану. Всю ночь в дацанах ведется главный молебен Белого месяца - Балдан Лхамо. Он, как и все хуралы к Сагаалгану, транслируется в социальных сетях. Ламы читают священные книги, встречая Новый год. Уже перед самым рассветом обращаются к Богине-хранительнице буддийского учения и верующих и произносят благопожелания.
В Агинском Бурятском округе традиционно празднование Сагаалгана начнется с ритуального молебна и подношения белой пищи на ступе Юндэн Шодон. Основные мероприятия пройдут в селе Дульдурга. Гостей и участников фестиваля ждут торжественное открытие и театрализованное представление. Программа фестиваля посвящена встрече года Дракона и Года семьи в России, сохранению и развитию бурятского языка, соблюдению обычаев и традиций бурятского народа. Также в этот день во всех сельских поселениях округа запланированы концерты, музейные встречи, выставки в библиотеках, народные гулянья с проведением национальных игр. Последние несколько лет практически во всех сельских поселениях Агинского Бурятского округа активно развивается новая, интересная форма встречи Нового года по лунному календарю - жители сел, которым в Сагаалган предстоит встретить свой год по знаку восточного гороскопа, собираются и готовят праздничные концерты. Земляки, проживающие в других регионах, записывают свои видеообращения, пожелания с Новым годом по лунному календарю - Сагаалганом. А началась эта традиция, как мы уже писали в нашей газете, в 2000 году в селе Зуткулей Дульдургинского района, когда зуткулейцы, рожденные в год Дракона, подготовили конкурсные концертные номера и поздравили своих земляков. С тех пор эта традиция широко распространилась по всем селам округа. Зуткулейцы 1940, 1952, 1964 годов рождения уже в третий раз встречают праздник, готовя концерт. Отрадно, что добрая традиция получила продолжение. Это ведь замечательно, когда собираются земляки, вспоминают свою молодость, снимаются видеоролики на память, концертные выступления, все это останется в истории, сохранится для потомков. Многовековые традиции Белого месяца способствуют укреплению связей поколений, преемственности культурного и духовного наследия. Праздник, отмечаемый на стыке времен года - между зимой и весной, воспринимается как особое время между прошлым и будущим, когда можно подводить итоги и мечтать о грядущем.
Базаржаб РИНЧИНОВ.
Фото из архива редакции.