Итог коллективного труда
Мы уже сообщали, что на днях пришла радостная весть о том, что у нас в округе появился еще один племенной завод по разведению забайкальской тонкорунной овцы (хангильский тип). И им стал агрокооператив «Цокто-Хангил».
Несколько раньше пришел и патент на разведение хангильского типа забайкальской тонкорунной породы овец.
По этому поводу до читателей газеты надо довести вот что: хангильский тип тонкорунной овцы – плод труда в течение десятка лет не одних специалистов и овцеводов Цокто-Хангила, а пяти хозяйств округа – «Боржигантая», «Ушарбая», «Кункура», «Онона» и «Цокто-Хангила».
Присвоение статуса племенного завода этому хозяйству надо, наверное, понять как признание мастерства наших чабанов и специалистов, всех овцеводов округа в масштабе всей России. И те люди, которые непосредственно занимались с племенными отарами, селекционным ядром, ремонтными группами и стадами, заслуживают самых добрых слов, достойны поощрений и наград, вплоть до государственных.
Сегодняшний успех к цокто-хангильским овцеводам пришел не спонтанно, не на пустом месте. Он имеет давние и прочные корни. Об этом говорят и вспоминают сами цокто-хангильцы, имеющие сегодня отношение к овцеводческой отрасли хозяйства.
Основы серьезной работы с овцами забайкальской тонкорунной овцы были заложены еще при Дамби-Жалсане Дондокове, который руководил хозяйством с шестидесятых годов и последующие десятилетия. Не об этом ли свидетельствует факт того, что четверо специалистов-зоотехников хозяйства в разные годы обучались на высших курсах бонитеров в Ставрополе – в одном из ведущих центров овцеводческой отрасли страны. Это – сам незабвенный Дамби-Жалсан Дондоков, Дашинима Доржиев, Зандра Дармаев и Дылык Ширапов.
Исходным пунктом сегодняшнего итога присвоения статуса племенного завода хозяйству, наверное, является факт создания отары из лучших на то время маток осенью 1991 года. Тогда были отобраны и собраны в одно место животные и доверены молодой чабанской семье Далая Гунгаева и Цырендулмы Жаргаловой. С тех пор и ухаживает семья за лучшими матками хозяйства. Говорить и утверждать, что таким образом было создано селекционное ядро или еще что-то вроде того, по-научному нельзя. Но то было начало. Как вспоминают чабаны, два зоотехника - Д.Доржиев и Д.Ширапов, пожилой и молодой, привезли на стоянку на «шаланде» несколько маток.
В «лихие девяностые» годы, когда всего и вся не хватало, село было предоставлено самому себе, в Цокто-Хангиле не забросили работу в отрасли, сумели сохранить овцепоголовье, заметно поредевшее в численности. Какова была обстановка в те годы, говорят факты смены руководителей хозяйства чуть ли не каждый год. Работавший в то время зоотехником Дылык Ширапов сегодня с улыбкой вспоминает: «Довелось мне поработать с семью председателями», - и загибает пальцы рук, перечисляя их имена и фамилии.
В разные годы зоотехниками работали в хозяйстве разные люди. Отдельных из них мы назвали выше. А в последнее время, уже в новом веке - Базаржап Цыдыпов, Баярма Жапова, Зоригто Тудунов и Владимир Цыремпилов. Последние двое уже оставили работу. Повторимся, все эти люди, и еще многие, которых мы не упомянули здесь, внесли вклад, свою лепту в сегодняшний успех. Нынешний руководитель хозяйства Зоригто Дондоков, когда мы поздравляли его с присвоением статуса племенного завода, сказал: «В том нет моей заслуги. Это полностью заслуга моих земляков старшего поколения, руководителей, специалистов, чабанов прошлых лет. Разве что я немножко подсуетился, чтобы все было документально оформлено…». Обо всем - как шла работа, кто и как работал, включая великого овцевода страны, академика В.Мороза и других, - думается, расскажут сами участники этого большого дела.
Краткая характеристика: хангильский тип забайкальской тонкорунной породы овец – животные шерстно-мясного направления. Именно такое написание отличает овцу нового типа - большей продуктивности шерсти на килограмм живого веса.Цыдендамба БАДМАЦЫРЕНОВ.