История зарождения троеборья
С древних времен у народов, проживающих в Монголии и вокруг Байкала, особой популярностью пользовались три вида упражнений - борьба, стрельба из лука и конные скачки. Во многих источниках они называются «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей») и мужским троеборьем. Идея трех упражнений прослеживается и в бурятском героическом эпосе «Гэсэр».
Их появление вызвано укладом жизни людей древнего общества. Чтобы им выжить в жестком и опасном мире, требовалась разносторонняя физическая подготовка. Говоря современным языком, данные виды спорта осваивало все мужское население средневековья. Охотников и воинов готовили комплексно. Они обязаны были уметь многое: хорошо владеть стрельбой из лука из различных положений, конными скачками и борцовской техникой. Борцовские приемы являлись важными и для пешего воина, и для всадника. Когда плохо вооруженные конники вели поединок, то решающим приемом служил захват противника и выброс его из седла. На это требовались сила и ловкость, специальная подготовка. Поверженный на землю всадник не мог оказать какое-либо серьезное сопротивление. Отсюда и главное правило бурятской борьбы, бухэ барилдаана - сбитый на помост на три точки соперник считается побежденным.
Венгерский ученый-монголовед Ласло Кун, ссылаясь на труды путешественника и исследователя монгольских народов П.С.Палласа и традиции своей страны, в книге «Всеобщая история физической культуры и спорта» пишет, что основу системы состязаний кочевых народов средневековой Азии составляло «мужское троеборье». Эту традицию сохранили и монголы, и буряты. Однако последние стреляли пешими. Далее он сообщает, что «венгерские и куманские крестьяне, переселившиеся в бассейн Карпат из азиатской колыбели, принесли с собой традицию игр троеборья. При изменении условий жизни на новом месте и с появлением огнестрельного оружия у них остались борьба и скачки на лошадях. Стрельба из лука была заменена бегом.
На исторические корни бурят-монгольского троеборья указывает и бурятский героический эпос «Гэсэр», где его главный персонаж участвует в трех состязаниях. Северо-западный хан Тэмээн Улаан, выбирая дочери жениха, ставит условия: «Приглашаются юноши-женихи, чьи прекрасна стать и прекрасен вид, но только тот добьется ее руки, кто в трех состязаниях победит».
В трех состязаниях участвуют и женихи дочери хана Шаргай Баяна. Если не выявляется победитель, то борьба продолжается еще по двум видам упражнений. Более четко проявляется три вида богатырских состязаний в молькинском варианте «Абай Гэсэр Богдо хан», записанном С.П. Балдаевым. Восточные и западные небожители проводят небесный праздник «Тэнгэриин найр зугаа», «Наадом». В его начале старейшины с обеих сторон подают пример, устраивая показательный борцовский поединок. Затем вступают в борьбу и главные персонажи соревнований. В единоборстве победу одерживают представители западных небожителей - Хан Хурмаста, Хан Бургэд и Абарга Сагаан. Хан Бургэд положил соперника на лопатки. Хан Абарга Сагаан выводит противника из равновесия и подминает его под себя. В остром соперничестве проходит и стрельба из лука.
Проигрывая в двух видах, восточные небожители стремятся взять реванш в конных скачках, выставляя десять лошадей против шести у соперников. Однако в дополнительном забеге вороной Хана Бургэда приходит первым. Таким образом, во всех видах соперничества победителями становятся западные тенгрии во главе с Манзан Тумэ и Эсэгэ Маланом.
Ссылаясь на китайские источники, М.П.Хомонов (1995) утверждает, что у степных монгольских кочевников с древних времен существовали три вида искусства - эрын гурбан наадан. По мнению Б.С.Дугарова, в идее «Тэнгрианского троеборья» закодирован образ самого Гэсэра, сына западных небожителей, искоренителя зла на земле. Именно он в своих многочисленных битвах выступает как непобедимый борец, непревзойденный стрелок - мэргэн, а его вещий гнедой конь не знает себе равных во всей вселенной.
Неоспоримые исторические факты подтверждают, что мужское троеборье как комплексное состязание существовало с древности. В настоящее время троеборья нет. Соревнования проводятся по отдельным национальным видам спорта. Может быть, с точки зрения зрелищности и массовости это оправдано. Каждый вид привлекает множество болельщиков и спортсменов.
В то же время не менее интересным и привлекательным было бы выступление одного спортсмена по всем трем видам с выявлением настоящего Батора (богатыря), абсолютного чемпиона по бурятскому троеборью (так пока назовем этот вид спорта). Введение бурятского троеборья в программу летних спортивных игр (спартакиад), сурхарбанов, «Алтарганы» придало бы новый, неповторимый импульс развитию национальных видов спорта, стало бы базой разносторонне подготовленных спортсменов.
Сейчас в мире проводятся различные надуманные триатлоны, бои без правил, не имеющие традиций и без особой массовости, зато с богатыми призами.
Мужское троеборье - любимый вид военных и спортивных соревнований героического персонажа тысячелетнего эпоса бурятского народа Гэсэра - является нашим брендом и национальной гордостью.
Ш.ДАШИДОНДОКОВ, кандидат географических наук, краевед.
фото Сергея Доржиева
фото Сергея Доржиева