История степного богача Шарын Шагдар
Среди агинских бурят бытует много разных невероятных преданий, где рассказываются о небывалых приключениях остроумного, находчивого защитника простых людей Аригуун Буубэй, о несметных богатствах Сандан нойона, об удали и силе агинских богатырей и т.д. Но из общей картины выпадают устные предания о богаче Шарын Шагдар своим неоднозначным, порой нелестным отзывом о нем. Так чем же он не угодил людям, что только о нем сложено столько, небылиц, невероятных историй, всяких домыслов, с которыми нам предстоит разобраться, отсеивая лишнее и придерживаясь архивных и достоверных сведений.
При его известности, как ни странно, имеются очень скудные, обрывочные сведения о нем. Неизвестны ни его родословие, ни название рода, ни предки, ни даты рождения и смерти, статус и семейное положение, судьба потомков. Только после сопоставления воспоминаний земляков, устных преданий, вскользь упоминаемые сведения о нем в рукописных материалах о Сандан нойоне, идентификация личности Барадий Шараева, как продолжателя рода этого богача, стала вырисовываться фигура Шарын Шагдар.
О его предполагаемой родословной можно сделать из полевой экспедиции Генин-Дарма Нацова, проведенного в 30-х годах прошлого столетия, где имеется следующая запись: «из родового поколения «өөдэгийн долоон шарайд» вышел Манхаев Ундаган, его сын Ундаганов Зодбо был богатым нойоном, а его внук Сандан нойон принес большую пользу делу распространения религии. Далее, из ветви Манхайтан был Шари (Шарай) нойон, его сын был гулваа».
Здесь четко указаны принадлежность Шарын Шагдар к роду «өөдэгийн долоон шарайд» и его родственные узы с Сандан нойоном, также имя отца, как Шари (Шарай). Но полной уверенности не было в идентификации личности, когда безлико дано «его сын был гулваа». Особенно сбило с толку данные «Посемейного списка Дылгырского булука за 1911 год», где он обозначен под другим именем: «Барадий Шараев (шарайт), шуленга, 56 лет, жена - Лхама Аюшиева, 30 лет, дочь - Максаржаб, 17 лет».
Пришлось рассматривать под разным ракурсом личность Барадий, то в роли брата Шарын Шагдар, то как его сына. Но эти версии были отметены, как не имеющие основании, потому что ни в устных преданиях, ни в письменных источниках не упоминается брат, тем более сам Шарын Шагдар был шуленгой и головой инородной управы. Также отпала вторая версия, потому что у Шарын Шагдар был только один сын Цыритор, который после смерти отца сжег долговые расписки должников и в 30-е годы попал под репрессии.
Сопоставив ценные сведения о том, что история Шарын Шагдар тесно переплетается со временем Сандан нойона, который умер в возрасте 70 лет в 1907 году, и возраст Барадия Шараева 56 лет в 1911 году по архивным материалам, мы пришли к выводу о том, что речь идет об одном человеке. По документам Шагдар значился как Барадий. Весомым подтверждением нашего вывода по идентификации личности Шарын Шагдар и Барадий Шараева как одно лицо является то, что у обоих значится дочь Максар. О чем свидетельствуют и архивные данные и воспоминание очевидцев о ее свадьбе.
Доподлинно известно местонахождение его родового поместья в местности Жипхэсэн, ныне территория сельского поселения «Судунтуй». Остатки усадьбы, разрушенные временем деревянные постройки колодца и погреба сиротливо виднелись в 80-х годах прошлого столетия на правом берегу речки Жэбхээһэнэй гол, на левой стороне склона у одной из вершин горного массива Тулмасан. На усадьбе было пять деревянных домов, две деревянные и две войлочные юрты, а из домашнего скота: лошади - 460, КРС - 110, овец - 115, козлов - 11, верблюд - 12.
В 30-е годы его дома были разобраны и вывезены на шести грузовых телегах Аюр Дашиным и его помощником Бударин Сокто (тогда он был в возрасте чуть старше десяти лет). Эти бревна были вывезены для постройки клуба в артели «Улаан Ажал» в местности Баруун убжигэёо.
Не на пустом месте появилась молва людская о богатстве Шарын Шагдар. Об этом есть несколько подтверждений. Так, из рассказов очевидцев о свадьбе дочери Максар богача Шарын Шагдар, которая вышла замуж за Санзаяа из Челутая. Жителей того околотка удивило то, что сопровождающий невесту кортеж настолько была длинным, что, когда голова колонны была на этой стороне одной горы, то конец был скрыт за вторым хребтом. Наряд невесты был из чистого золота, так и сверкали на солнце золотые украшения головного убора и девичьей косы, золотой браслет на руках.
Или же другой пример. Шарын Шагдар выдал вторую дочь Цэдэлхама, 1878 г.р, за сына Лэгдын богача Маала Бата из местности Гашуунай хотогор. Свадебный кортеж состоял из 20 телег, груженных подарками. Эта свадьба также была пышной, гулянье продолжалось в течение недели. Помнят слова песен-частушек, пропетых на свадьбе.
Шарын Шагдар спел куплет:
«Жабхараа Жэбхээсэн нютагта,
Жаранхан мянгатын хүбүүмби».
И что интересно, в песне прозвучала сумма денег у этого богача в количестве 60 тыс. рублей. В то время эти деньги представляли солидное состояние.
В ответ встречающая сторона жениха спела:
«Обоото Гашуунай нютагтайлби,
Олонхон онготын хүбүүмби».
Последняя строка песни свидетельствует о шаманских корнях богача Маала Бата. Его родовое поместье находится в пади Жэгмэд һуудал, в четырех км на юго-восток от центральной усадьбы «Онон база», отделения колхоза «Урдо-Ага».
Надо отдать должное деловым качествам богача Шарын Шагдар, его предприимчивости и умению вести хозяйство, раз он сумел сколотить приличное состояние. Казалось бы, что его деловые качества должны были стать добрым примером для подражания, но на деле все было наоборот. По жизни он оказался по сравнению с другими более жадным, деспотичным, нещадно угнетающим своих работников, скопившим немалую часть своего капитала путем ростовщичества, хитрости, обмана в коммерческой сфере. На его фоне лучше выглядели другие степные богачи. Например, у Сандан нойона «работали 15 человек - мужчины и женщины. Плата за труд была умеренной, и кормил своих работников Сандан нойон, как вспоминали старики, ни плохо, ни хорошо, но гораздо лучше, чем другой агинский богач Шагдар Шараев».
В заключение. По прошествии многих лет невозможно проверить обоснованность разных слухов, нелестных отзывов о Шарын Шагдар (Барадий), чем и как кормил своих батраков, какие побои учинял над ними или же как он на бродячего ламу напустил своих собак, за что тот его проклял и т.д. Может и есть в них доля правды, но, на наш взгляд, не стоит эту не подтвержденную «грязь» выносить на свет. У нашего народа есть мудрая поговорка: «мууень дара, hайнииень үргэ», что в переводе на русский язык имеет смысловое значение: «всячески надо поощрять положительные качества человека, при этом забывая плохое».
Б.Батомункин,
действительный член Агинского отделения
Забайкальского отдела Русского географического общества России,
председатель Агинского общественного Клуба краеведов «Алтан жаса».